Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда


Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63

Библиография ………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эмоции Пирогова.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

6.2. Биологическая теория П.К. Анохина

 

Биологическая теория П.К. Анохина [1], как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни. 
          Итак, суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.

 

6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова

 

Информационная теория эмоций вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой. [31]   

С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f (П, (Ин - Ис) ...), где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Кроме перечисленных переменных, на качество, длительность и знак эмоций влияют: индивидуально-типологические особенности человека; фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения; качественные особенности самой потребности. В связи с этим эмоции, порождаемые духовными или социальными потребностями, принято называть чувствами. [31].

 Согласно формуле эмоций, отрицательные эмоции возникают при низкой вероятности удовлетворения потребности. При возрастании вероятности достижения цели и избытке сведений, необходимых для удовлетворения потребности, - рождаются положительные эмоции. Также из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности; нет потребности - нет и эмоции, что собственно является предметом оспаривания верности теории Симонова П.В.

По убеждению автора, отрицательные эмоции при недостатке сведений способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), что приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Поэтому при решении проблемы могут быть использованы случайные или маловероятные ассоциации, которые в безмятежном состоянии не рассматривались бы. Благодаря этому увеличиваются шансы достижения цели.

Необходимо добавить, что в результате выполненных П.В.Симоновым и его сотрудниками многочисленных психофизиологических исследований были выявлены многие функции определенных структур мозга (передних отделов неокортекса, миндалины, гиппокампа, гипоталамуса), существенных для понимания нейрофизиологических механизмов эмоциональных процессов.

 Эта теория на первый план выдвигает отражательно-оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности). Также, в своей теории Симонов П.В. обосновал и описал переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую) функции эмоций.

 

6.4. Концепция Б.И. Додонова

 

Безусловно, оригинальная теория П.В.Симонова вызвала много споров и нареканий. Наибольшим нападкам она подверглась со стороны Б.И. Додонова и Е.П. Ильина, которые предложили научному сообществу свое видение эмоциональных процессов. Б.И. Додонов рассматривал в своих работах проблему эмоций с точки зрения ценностей. Он выдвинул и обосновал положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях. При этом Додонов в своих исследованиях показал, что человек как личность проявляется в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональный процесс, по мнению автора - это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов.[14] Додонов выделил следующие признаки эмоций:

1. представленность эмоций в  сознании в форме непосредственных  переживаний;

2. двойственный психофизиологический  характер эмоциональных явлений (аффективное волнение - органические проявления);

3. ярко выраженная субъективная  окраска эмоций.

В противовес теории Симонова П.В. Додонов Б.И. утверждал, что эмоция не просто эффект от произведенного сопоставления информации и потребности, но и сам процесс сопоставления, т.е. оценивание действительности с точки зрения потребностей, планов индивидуумов, потому что древние эмоции были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции: «пристрастно» и «заинтересованно» оценивая действительность и доводя свою оценку до сведения организма на языке переживаний. [14] Додонов полагал, что нельзя охватить все эмоции единой измерительной формулой, так как разные эмоции оценивают действительность по различным параметрам, потому для каждого класса эмоций должно быть свое объяснение. В своих работах Додонов убедительно доказывает, что эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. У людей наряду с целевыми установками формируются также и установки на определенные комплексы эмоций, которые определяют направленность его личности. На основании этих положений Додонов составил свою классификацию эмоций и согласно ей выделил соответствующие типы личности. Виды эмоций по Додонову: альтруистические, коммуникативные, глорические (от лат. Gloria - слава), праксические (связанные с деятельностью), пугнические (от лат. pugna - борьба), романтические, гностические (от греч. gnosis - знание), эстетические, гедонистические (душевный и телесный комфорт), акзитивные (от фран. acgusisition - приобретение).

 

6.5. Дифференциально - психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина

 

Е.П. Ильин [17] делит способы эмоционального реагирования на:

- эмоциональный тон;

- эмоции;

- чувства.

Эмоциональный тон – это простейший способ эмоционального реагирования. Его низший уровень – это эмоциональный тон ощущений, высший - эмоциональный тон впечатлений от воспринимаемого и представляемого. Эмоциональный тон имеет два полюса: положительный, отрицательный. Сначала появляется переживание (приятно или неприятно), а потом это оценивается как полезное или вредное, т.е. переживание предшествует оценке. Проявляется эмоциональный тон самостоятельно или как знак эмоции в ее составе.

Эмоции, пишет Ильин: «Это реакция организма и личности  на эмоциогенную (значимою) для человека ситуацию или событие, направленная на приспособление (адаптацию) к ним». Эмоции бывают условнорефлекторными и безусловнорефлекторными. Эмоции, в отличие от эмоционального тона, являются специализированной реакцией на конкретную ситуацию. Сюда входит: оценка ситуации, регуляция энергетического потока в соответствии с оценкой (усиление, ослабление). При безусловнорефлекторной эмоции переживание предшествует оценке.

Условнорефлекторная эмоция – реакция на предвидимый раздражитель, тем самым она дает возможность заранее подготовиться в встрече с ним или избежать его. В этом случае первичной является оценка, а переживание вторично.

Экспрессия при проявлении эмоций служит для сообщения о своем состоянии другому человеку и для разрядки нервного возбуждения. Ильин отмечает, что в рамках коммуникативной роли, эмоции часто используются для управления другими людьми. Например, дети плачут, что бы вызвать сочувствие и добиться желаемого.

Эмоция – это психофизиологическое состояние (эмоциональное) включающее психический, вегетативный, психомоторный уровни реагирования.

Так как эмоции - реакция только на  значимые стимулы, человек не испытывает их постоянно, ведь не все стимулы значимы.

Характеристиками эмоций и эмоционального тона являются: интенсивность, длительность, инертность. Настроение и аффекты -  характеристика эмоционального фона в данный момент. Фон может быть следствием переживания эмоции, следом от нее, эмоциональным тоном, или отсутствием эмоционального реагирования (нейтральный фон).

Свойства эмоций и эмоционального тона: универсальность, динамичность, доминантность, пластичность, удерживаемость в памяти, иррадиация, перенос, амбивалентность, переключаемость. Эмоциональный тон не обладает заразительностью эмоций.

  Ильин выделяет эмоциональные  свойства человека: эмоциональная  возбудимость, эмоциональная глубина, эмоциональная регидность – лабильность,  эмоциональная устойчивость, экспрессивность.

Чувства – самый высокий уровень эмоциональной сферы человека. По мнению Ильина: «Чувство – это устойчивое пристрастное отношение человека к какому либо одушевленному или абстрактному объекту, это эмоциональная установка, определяющая готовность человека эмоционально реагировать на те ситуации, в которые попадает объект чувства».

Ильин составил таблицу, иллюстрирующую  эволюцию эмоциональной сферы:

Эмоциональный тон ощущений

Сигнал о полезности – вредности при непосредственном воздействии

Безусловно – рефлекторные эмоции

+дистантное реагирование

+ мобилизация энергии

Условно – рефлекторные эмоции

+ предвидение, опережение ситуации

Чувства

+ переход в устойчивое эмоциональное  отношение к объекту (установку)


 

Однако для классификации эмоциональных явлений этих понятий не достаточно. Сам Ильин приводит пример, когда трудно классифицировать феномен: «Можно например постоянно ревниво относится к партнеру (и это будет чувством), а можно проявлять к нему ревность «здесь и сейчас», и это уже будет эмоция».

Разные эмоции вызывают различные, соответствующие им, виды эмоционального поведения: увеселение, горевание, агрессию, проявление заботы и т.п.

Эмоциональные типы Ильин выделяет на основе того, какой модальности эмоции и чувства наиболее выражены и доминируют: оптимист и пессимист, тревожный, застенчивый, обидчивый, мстительный (злобный), эмпатичный, совестливый, любознательный.

Роль эмоций по мнению Ильина в том, что они сигнализируют о возникновении потребности и испытываемых ощущениях, сигнализируют о сложившейся ситуации в помощь при принятии решения (опасно-неопасно и т.п.), являются реакцией на прогноз удовлетворения и само удовлетворение потребности, подпитывают  энергией мотивационные процессы, способствуют подготовке организма к необходимым действиям.

 

6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну

 

С.Л. Рубинштейн выделял три сферы эмоциональных проявлений личности [30]. Первая - это сфера органической аффективно-эмоциональной чувствительности, к которой относятся элементарные удовольствия - неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Вторую, более высокого уровня эмоциональных проявлений, составляют предметные чувства (эмоции), которые связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на интеллектуальные, эстетические и материальные. Третья сфера эмоциональных проявлений человека связа с обобщенными мировоззренческими чувствами (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.), которые отражают отношение человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям, ценностям. По глубокому убеждению Л.С. Рубинштейна, важнейшим источником человеческих чувств является труд - основа человеческого существования. На основе зарождения совместного труда и деятельности в процессе филогенетического развития человечества, зародился новый мир специфических чувств к человеку и к другим людям. Через отношения с другими людьми у человека формируется определенное отношение и чувства к самому себе, личностные чувства, различные направления и стороны эмоциональности, общественные чувства.

 

6.7. Представления об эмоциях  в трудах А. Н. Леонтьева

 

А.Н. Леонтьев считал, что эмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Леонтьев дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются друг от друга функционально и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. [21, с.161] Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции - это широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий роль ориентирующих субъективных сигналов. [21, с.164] Простейшие эмоциональные процессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных, органических и секреторных изменениях. В процессе развития человека эмоции отходят от инстинктов и приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые - как состояния, происходящие во мне. [21, с.165] К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события. Кроме этого, аффективные комплексы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания, а при частом повторении ситуаций, вызывающих отрицательные аффективные состояния, это приводит к аккумуляции аффекта, которая может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие от аффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегда проявляющимися во внешнем поведении, имеют ярко выраженный ситуационный характер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четко разделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е. выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемой ситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувства носят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, по отношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение или неудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисом относился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувства образуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту или предмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными с общественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека в обществе, общения с другими и воспитания.

Информация о работе Психологические теории эмоций