Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда


Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63

Библиография ………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эмоции Пирогова.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Соответственно авторы постулируют и циклы позитивной обратной связи, усиливающие рассогласование, когда актуально намеченная ценность обладает нежелательным качеством. При этом задача такого цикла заключается в максимальном дистанцировании "ценности - помехи" от "истинной ценности".

Житейские представления о том, что позитивные эмоции возникают при достижении желаемых целей, а негативные - при их недостижении, оставляют, по мнению Карвера, Лоренса и Шайера, необъяснимым то, что иногда достижение целей вызывает негативные эмоции, а позитивные эмоции возникают задолго до того, когда можно с уверенностью сказать о достижении цели. Выходя за рамки традиционных представлений, теоретики данной концепции говорят о наличии второго вида обратных связей, надстроенного над первым, но действующего ортогонально иерархической организации регуляции поведения и параллельно с функцией отслеживания. Они говорят о том, что эта система служит функции мета-отслеживания, или отслеживания того, как работает система обратных связей первого типа. Именно с этой системой связаны эмоциональные процессы, зависящие не только от достижения или недостижения целей, но и от того, происходит ли уменьшение рассогласования и, наконец, соответствует ли процесс достижения имеющимся на этот счет ожиданиям (функция мета-отслеживания). В результате они приходят к следующим вариантам, которые представлены в этой таблице:

 

Поведенческая ситуация

Происходящее в цикле действия

Происходящее в цикле мета-отслеживания

Эмоция

 

1. Приближение к цели есть, но  в степени, соответствующей норме

Ослабление рассогласования

Нет рассогласования

нет

 

2. Приближение к цели есть, но  в степени, ниже нормы 

Ослабление рассогласования

Негативное рассогласование

негативная

 

3. Приближение к цели есть, но  в степени, выше нормы

Ослабление рассогласования

Позитивное рассогласование

позитивная

 

4. Нет приближения к цели

Нет ослабления рассогласования

Негативное рассогласование

негативная

 
         

 

Эта модель позволяет нам понять, почему люди, находящиеся гораздо дальше от цели, но обладающие большей скоростью продвижения, скорее будут испытывать позитивные эмоции, чем те, кто находится ближе, но движутся к ней медленней, чем им бы хотелось. При этом авторы замечают, что влияние мета-отслеживания на эмоции будет тем значительней, чем выше уровень регуляции. В дальнейшем все предположения данной концепции подтвердились в эксперименте [3].

 

7.4. Нейрокультурная концепция Экмана

 

Нейрокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц. 
          Тем не менее,  принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

 

 

 

7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото

 

Дэвид Мацумото и его коллеги исследовали различия в нормах проявления эмоций между различными культурами, предполагая, что нормы проявления эмоций различаются в соответствии с особенностями индивидуалистического или коллективистского подхода к отношениям личности с членами и с не членами группы. [27]

При сравнении американских и японских участников в оценке соответствия проявления эмоций в различных ситуациях представителями своей крупы и представителями чужой группы оказалось, что американцы чаще признавали проявления отвращения и печали в своей группе, чем японцы. В свою очередь японцы превосходили американцев по приписыванию гнева «чужим», в то время как американцы также значимо чаще приписывали чужим радость. Эти результаты, по мнению Мацумото и коллег, подтверждают предположение о том, что «коллективистские культуры» усиливают те эмоциональные проявления своих членов, которые способствуют сплоченности, сотрудничеству и гармонии в своей группе в большей степени, чем «индивидуалистические» культуры.

Согласно Мацумото, эти различия в типах культур будут обнаруживаться наиболее ярко в эмоциональном выражении при общении со «своими» и с «чужими». Практически во всех культурах тесное общение среди «своих» создает атмосферу комфорта и безопасности выражения  разнообразных эмоций и терпимости к соответствующему поведению других. Коллективистские культуры способствуют проявлению более позитивных и менее негативных эмоций по отношению к своим в силу важности внутригрупповой гармонии и единства. Индивидуалистические же культуры больше поощряют позитивные эмоции и менее негативные вне группы.

 

 

Тип культуры

Взаимоотношения со «своими»

Взаимоотношения с «чужими»

Индивидуалистические

Более свободное выражение как негативных, так и позитивных эмоций

Подавление выражения негативных эмоций, но не позитивных

коллективистские

Подавление выражения негативных эмоций, желательность позитивных позитивных

Поощрение выражения негативных эмоций. Подавление позитивных


 

 

Данные сравнительного изучения культурных правил выражения шести базовых эмоций в Польше, Венгрии и США показали, что поляки и венгры чаще указывали на то, что среди «своих» больше подходят позитивные эмоции, а негативные неуместны среди  «своих», но вполне уместны среди «чужих». Американцы же, наоборот, были более склонны выражать негативные эмоции среди «своих», а позитивные эмоции – среди «чужих», что также подтвердило исходную гипотезу Мацумото.

Социальные стереотипы, присущие тому или иному типу культуры, оказывают прямое влияние на предпочтение того или иного эмоционального выражения. Так, оказалось, что при оценке интеллекта, американцы, для которых улыбка является стандартным условием успешной коммуникации, чаще признавали умными людей с улыбкой, чем с нейтральным выражением лица. В то время как у японцев такого предпочтения не возникало.

Сравнение 37 культур по характеристикам вины и стыда в связи с переменной «индивидуализм – коллективизм» показало, что в более коллективистских обществах эти эмоции длятся меньше и чаще сопровождаются улыбкой и смехом, они менее ожидаемые и воспринимаются как менее аморальные. Они оказывают меньшее негативное влияние на самооценку людей и их взаимоотношения.

 

 

Заключение

 

В заключение можно сказать, что единой общепринятой психологической теории эмоций на сегодняшний день не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны механизмов функционирования эмоциональной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде, мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний, вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций, влияния информированности на эмоциональные переживания, специфики базисных эмоций.

Все реже встречаются, в последнее время, серьезные теоретические модели эмоциональных явлений, претендующие на объяснение всех явлений эмоциональной сферы. Особенно это относится к моделям, построенным на каком-то одном принципе, механизме или понятии. Это связано, с одной стороны со сложностью поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средств, для их объективного изучения. С другой стороны все больше ученых понимают сложность и условность выделения эмоциональных явлений из содержиния сознания и поведения  и условность самого выделения дискретных эмоций.

Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение проблемам мотивации, стресса, фрустрации.

Психология эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление выполняет две основные функции - отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чем когнитивные процессы. Эмоции - более древняя форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность, и многообразие проявлений являются важнейшими качествами, составляющими специфику эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

Эмоциональные явления (в отличие от познавательных процессов) выражают отношения между индивидом и окружающей средой (потребностями и возможным или реальным их удовлетворением, целями и возможным или реальным их достижением).

Наиболее типичные и значимые виды таких ситуативных отношений и приобретают название дискретных эмоций (гнев, радость, страх и т.п.), а виды внеситуативных, устойчивых отношений - название чувств (любовь, уважение, ненависть, презрение и т.п.).

Эмоциональные явления предполагают обязательную включенность всех систем организма в процессы обеспечения поведения и сознания, причем характер этой включенности не привязан к конкретным видам эмоциональных явлений и может меняться в очень широком диапазоне.

Эмоциональные явления могут выступать и как механизм конструктивного, и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае являются необходимым, а значит и постоянным компонентом регуляции .

Эмоциональные переживания влияют на восприятие, когнитивные процессы, поведение и лежат в основе социальных связей и являются интегральными составляющими теории темперамента и личности.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1.  Анохин П.К. Эмоции // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 474-479.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, СПб.: Питер., 2001
  3. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004
  4. Вейтен У. Теории эмоций // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 466-473.
  5. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 502-541.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та , 1976
  7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. М.; Изд-во Моск. ун-та , 1984 – С. 3-28.
  8. Выготский Л.С. Психология, М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  9. Выготский Л.С. Проблема эмоций Журнал «Вопросы психологии», 1958г., №3
  10. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. М.; Изд-во Моск. ун-та , 1984 – С. 47-63.
  11. Грот Н.Я. Психология чувствований. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
  12. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных// Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 432-440.
  13. Джеймс У. Что такое эмоция? //Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 456-465.
  14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Ростов на/Д.: Феникс, 2002. - 79 с.
  15. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии //Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 566-576.
  16. Изард К.Э. Психология эмоций, СПб, Питер, 2009
  17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб , Питер,  2008
  18. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
  19. Ланге К. Г. Душевные движения – СПб., 1986
  20. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
  21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Университета , 1971. С. 28, 35-39
  22. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 488-494.
  23. Мак-Дугалл У. Различение эмоции и чувства // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. М.; Изд-во Моск. ун-та , 1984 – С. 47-63.
  24. Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.
  25. Обуховский К. Психология влечений человека, М.: Прогресс, 1972
  26. Перлз Ф. Понимание тревоги в гештальттерапии. Превращение тревожности в возбуждение // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 548-560.
  27. Психология и культура. Под ред. Дэвида Мацумото. - СПб.: Питер, 2003
  28. Рейковский Я. Выражение эмоций – мимика, пантомимика, вокализация // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 442-446.
  29. Роджерс К. Эмпатия // Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 590-592.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.Т.II. С.167-177
  31. Симонов П.В. Информационная теория эмоций// Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 474-479.
  32. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе //Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Кн.1. Ред. Петухов В.В., М.: Генезис, 2002 – С. 496-500.
  33. Фресс П. Эмоции//Экспериментальная  психология / Ред.сост.: П.Фресс, Ж.Пиаже М.: Прогресс. 1975, Вып.5. С.111–188.

Информация о работе Психологические теории эмоций