Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

псих-ские условия развития вообр-ния в старшем дошкольном возрасте КУРС.docx

— 90.49 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5

1.1. Теоретические  основы понятия воображения как  высшей психической функции 5

1.2. Психологические  аспекты развития в старшем  дошкольном возрасте 11

2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23

2.1. Разработка  диагностической и развивающей  программы 23

2.2. Анализ  полученных результатов, выводы  и рекомендации 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Список литературы 33

Приложение  35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении проблемы развития воображения детей дошкольного возраста.

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств  путем приведения имеющихся у  человека знаний в новое сочетание.

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.

Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

  • определить возрастные особенности дошкольного периода;
  • раскрыть сущность понятия "воображение", выявить его функции;
  • охарактеризовать виды и формы воображения;
  • разработать и провести диагностическую программу по выявлению уровня развития воображения;
  • на основе полученных результатов составить и апробировать программу коррекционно-развивающих мероприятий;
  • провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Гипотезы исследования. Своевременное проведение диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий способствует развитию воображению старших дошкольников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ проблемы;
  • формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы);
  • констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;
  • методы качественного и количественного анализа полученных данных.

База исследования: ДОУ № 16 г. Кимовска.

Выборка: 10 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет 6 девочек и 4 мальчика.

Практическая  значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей развития воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, подобран комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

 

  1. РАЗРАБОТКА  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В  СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Теоретические основы понятия воображения как  высшей психической функции

 

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство – воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что  есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение  и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и  удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее  его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение  возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались  в данный момент. Точил ли первобытный  человек камень для наконечника  стрелы или топора, ломал ли палку  для лука, готовил ли яму для  поимки зверя – во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.

С развитием и усложнением  трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины  более далекого будущего, дальние  результаты. Первобытный человек  был слаб, в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог  объяснить происходящее вокруг. Так  родилось представление о существовании  сил, стоящих над человеком, появилась  религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в  сверхъестественные силы, а знает  законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств  существования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном  своем специфическом смысле слова  может быть только у человека. Только у человека, который как субъект  общественной практики реально преобразует  мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала  – следствие, а затем и предпосылка  той деятельности человека, посредством  которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек  изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает  что-то новое, изменяет, преобразует  то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и  опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить  и такой отлет от  действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает  ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и  в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение  не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет  от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно  выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается  затем определенная способность, по мере того как воображение формируется  в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а  иногда к более глубокому познанию действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно  порождает желанный образ, но оно  же может и ярче выявить подлинный  образ человека. Когда мы любим  человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных  характеристик человека. В нем  наиболее наглядно проявляется отличие  человека от животных предков. Философ  Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность  вызывать образы. Человек начисто  лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных  сочетаниях и связях. Воображение  преобразует действительность и  создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с  мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей  основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов  или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся  комбинации. В результате создается  образ или система образов, в  которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что  создано воображением человека, оно  неизбежно исходит из того, что  имеется в действительности, опирается  на нее. Поэтому воображение, как  и вся психика, есть отражение  мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что  станет реальностью в будущем.[4]

Физиологическая основа воображения  – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже  сформировавшихся в коре больших  полушарий мозга.

Основное значение воображения  состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без  воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. [18]

Люди так много мечтают  потому, что их разум не может  быть «безработным». Он продолжает функционировать  и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда  он не решает ни каких проблем.

Именно в это время  и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию  не в состоянии прекратить поток  мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций. Первая из них состоит в  том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи.

Эта функция воображения  связана с мышлением и органически  в него включена.

Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте