Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

псих-ские условия развития вообр-ния в старшем дошкольном возрасте КУРС.docx

— 90.49 Кб (Скачать файл)

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний.

При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция  особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий – способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами.

Наконец, пятая функция  – это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации. [14]

 

    1. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте

 

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических  систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст  играет особую роль в психическом  развитии ребенка: в этот период жизни  начинают формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются  основы будущей личности: формируется  устойчивая структура мотивов; зарождаются  новые социальные потребности (потребность  в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для  других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно  проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время  – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают  быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными  для окружающих. Причиной таких изменений  является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает  в соответствии с актуальными  для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать  схемой: "захотел — сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение  в его поступки некоторого интеллектуального  момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием  ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано  другой схемой: "захотел — осознал  — сделал". Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к  себе окружающих и свое отношение  к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной  деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще  не отдают себе отчета в том, какое  место они занимают в жизни. Поэтому  осознанное стремление измениться у  них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест  и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение  между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности  и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение  в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой  к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного  обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает  на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как  субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой  деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [24].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у  него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей  его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются  устойчивая самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности (одним свойственно  стремление к успеху и высоким  достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему  представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный  аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о  себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка  формируется не только представление  о присущих ему качествах и  возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также  и представление о том, каким  он должен быть, каким его хотят  видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел  быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной  ценности и положительного отношения  ко всему, что входит в представления  о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии —  способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных  видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у  детей дошкольного возраста рассматривается  как отклонение в развитии личности.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и  поведения человека. В зависимости  от того, как оцениваются индивидом  собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [1].

Что оказывает влияние  на формирование самооценки и представлений  ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в  детском возрасте:

1)  опыт общения ребенка  со взрослыми;

2)  опыт общения со  сверстниками;

3)  индивидуальный опыт  ребенка;

4)  его умственное развитие[24].

Опыт общения ребенка  с взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
  • оценка его деятельности и поведения;
  • формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
  • формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства  ребенок воспринимает взрослого  как непререкаемый авторитет. Чем  младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и  осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта  ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих  возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника  о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще  недостаточно богат и возможности  самоанализа ограничены [24].

В отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные  при общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: "Ты красивая девочка", — тем самым она как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка обращено прежде всего к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе[24].

Наиболее значимое влияние  на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление  о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется  еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители. Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа "Я" и положительной самооценки.

Если же цели и планы  нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к  потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа "Я".

Для ребенка одинаково  вредны и отсутствие критики со стороны  взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого  в адрес ребенка носят исключительно  негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность  анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки [24].

Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте