Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа
Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить психологические характеристики конкурентоспособной личности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособной личности специалиста, разработать модель конкурентоспособной личности специалиста.
2. Определить сущность формирования конкурентоспособной личности специалиста, критерии сформированности личностных качеств.
3. Выявить и обосновать характеристики конкурентоспособной личности специалиста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1. Общие характеристики конкурентоспособной личности………………….4
1.2. Факторы, обуславливающие развитие конкурентоспособной личности…8
1.3. Психологические характеристики конкурентоспособной личности…….14
КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….20
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1. Интерпретация методики «Оценка уровня конкурентоспособности личности»………………………………………………………………………...21
2.2. Показатели «Экспресс диагностики личной конкурентоспособности»…33
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...39
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1. Общие характеристики
конкурентоспособной личности……
1.2. Факторы, обуславливающие
развитие конкурентоспособной
1.3. Психологические
КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….20
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1. Интерпретация методики
«Оценка уровня
2.2. Показатели «Экспресс
диагностики личной конкурентос
ОБЩИЙ ВЫВОД……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства на период до 2010 года отмечается, что на современном этапе общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Формирование конкурентоспособной личности специалиста связано с проблемой поиска условий, технологий, механизмов, направленного на развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека. Поиск путей разрешения данных задач составил проблему исследования: каковы теоретические предпосылки, условия, психологические характеристики формируют адекватную конкурентоспособную личность специалиста.
Актуальность и практическая значимость решения данной проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Психологические характеристики конкурентоспособной личности»
Объект исследования: Объектом исследования являются качественные психологические характеристики личности, которые участвуют в формировании конкурентоспособности человека в коллективе. Мы попытаемся выделить основные показатели конкурентоспособности человека раскрыть их влияние на индивидуальность и окружающих.
Предмет исследования: Условия формирования конкурентоспособной личности специалиста, проявление его качеств конкуренции в условиях коллектива. Выделение психологических характеристик конкурентоспособной личности их анализ и выявление условий формирования.
Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить психологические характеристики конкурентоспособной личности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность
и уточнить понятие
2. Определить сущность формирования конкурентоспособной
личности специалиста, критерии сформированности личностных
качеств.
3. Выявить и обосновать характеристики
конкурентоспособной личности специалиста.
Для решения поставленных задач использовался
комплекс методов исследования: сравнительно-сопоставительный
анализ психологической литературы, раскрывающей
основные аспекты. Эмпирические методы
(беседы, анкетирование); методы математической
обработки экспериментальных данных,
полученных в ходе исследования, их количественный
и качественный анализ.
ГЛАВА 1
1.1. В современных условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Актуальность формирования конкурентоспособности личности заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к специалисту высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям, и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Однако в документах в области образования, а так же в государственных стандартах понятие «конкурентоспособность» не нашло своего отражения. Это объясняется недостаточностью теоретической разработки проблемы. Сегодня в стране в целом завершился этап общественного неприятия самого термина «конкурентоспособная личность». Наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности в различных сферах. Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов, В.И. Шаповалов) исследователями. Ее отдельные аспекты в системе нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.М. Монахова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова. Современные исследования наглядно показывают, что в структуре подготовки конкурентоспособного специалиста одно из ведущих направлений должна занять профессиональная подготовка. Содержание на уровне методологии и логики его построения способствует не только свободному использованию знаний, но и становлению мышления. Методологическая функция знания профильного предмета проявляется в компетентности специалиста, его целеполагании. Исследования показывают, что молодые специалисты, четко представляющие характер своей деятельности по специальности, легко адаптируются к рабочей системе. Качество профессионального информирования влияет на характер принятия роли, на удовлетворенность будущей профессией. Нужен сильный эмоциональный фактор, способствующий повышению интереса к предмету труда и влияющий на мотивы учения. Началом формирования конкурентоспособности специалиста является осмысление профессиональных аспектов: профессиональных фактов, явлений, событий; затем – усвоение профессиональных норм, ценностей, формирование идеалов; формирование убеждений, этических принципов; реализация и творческое их развитие в профессиональной деятельности, общении. Но этот процесс возможен лишь при включении личности в профессиональную деятельность. «Важно четко представить, какие качества личности и ума должен воспитывать в себе человек на каждом этапе своей деятельности, что он должен знать, понимать и уметь, какие психологические «новообразования» должны появиться на каждом из последовательных этапов подготовки.
Действительно, на характер
профессиональной деятельности оказывают
влияние его психические
- психофизиологический потенциал – способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость, выдержка;
- квалификационный потенциал – объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность к труду определенного качества; личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности, запросы в сфере труда, представление о карьере. Названные выше свойства и качества не есть статическая и неизменяемая система. В деятельности, особенно в условиях конкуренции, рыночных отношений, данная система постоянно изменяется, те или иные качества актуализируются, образуют сложные комплексы, постоянно изменяя внутренние связи, соотношения. Если говорить вообще об этапах профессионального становления, учитывая структуру компонентов, определяющих конкурентоспособность личности, особенности образовательного процесса, специфику, можно выделить следующие этапы формирования конкурентоспособного человека.
Конкурентоспособная личность
специалиста – это субъект
профессиональной деятельности, обладающий
интегральной, динамической, деятельностной
характеристикой –
Формирование
1.2. Не случайно в последнее время вошло в употребление понятие «конкурентоспособная личность». Конкурентоспособная личность – это человек, который лучше других способен креативно мыслить, генерировать идеи, проявлять решительность и настойчивость, быть гибким и толерантным, постоянно стремиться к достижению успеха. Остановимся более подробно на основных направлениях анализа конкурентоспособной личности. Безусловно, конкурентоспособной личности присущи качества, которые выделяют её из других индивидов, но прежде чем обозначить их, следует назвать её мотивы жизнедеятельности:
а) желание быть хозяином своей судьбы;
б) стремление преодолеть
отчуждение профессиональной деятельности
от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино;
в) желание получать достойное вознаграждение
за свой труд и значительно улучшить свое
материальное положение.
Вот какие качества, по
мнению отечественного психолога П.Шихирева,
характеризуют
1. Поиск возможностей и инициативность
(видеть и использовать новые или необычные
деловые возможности; действовать до того,
как к этому вынудят обстоятельства).
2. Упорство и настойчивость (готовность
к неоднократным усилиям, чтобы встретить
вызов или преодолеть препятствие; менять
стратегии, чтобы достичь цели).
3. Готовность к риску (предпочитать ситуации
«вызова» или умеренного риска; взвешивать
риск; предпринимать действия, чтобы уменьшить
риск или контролировать результаты).
4. Ориентация на эффективность и качество
(находить пути делать вещи лучше, быстрее;
стремиться достичь совершенства, улучшить
стандарты эффективности).
5. Способность принимать на себя всю ответственность
и идти на личные жертвы для выполнения
работы; браться за дело вместе с работниками
или вместо них.
6. Целеустремленность (умение ясно выражать
цели, иметь долгосрочное видение; постоянно
ставить и корректировать краткосрочные
задачи).
7. Стремление быть информированным (лично
собирать информацию о клиентах, поставщиках,
конкурентах; использовать в этих целях
личные и деловые контакты для своей информированности).
8. Систематическое планирование и наблюдение
(планировать, разбивая крупные задачи
на подзадачи; следить за финансовыми
показателями и использовать их при принятии
решений; разрабатывать или использовать
процедуры слежения за выполнением работы).
9. Способность убеждать и устанавливать
связи (использовать осторожные стратегии
влияния и убеждения людей, а также деловые
и личные контакты как средство достижения
своих целей).
Перечисленные выше качества
в большей степени
Чтобы глубже понять концептуальную сущность проблемы формирования конкурентоспособности специалистов, необходимо рассмотреть ее компоненты в представлении некоторых, исследователей.
Так, Н.А. Журанова (2006) в своем исследовании опирается на следующие составляющие конкурентоспособности специалиста: конкурентоспособность специалиста на рынке труда, статусная конкурентоспособность специалиста и конкурентоспособность личности специалиста. Ряд исследований (Т.В. Колгурина, 2002; А.А. Ангеловский, 2004 и др.) направлен на рассмотрение структуры конкурентоспособности с позиции личностного, профессионального и полипрофессионального компонентов. Используя одинаковые названия перечисленных компонентов, авторы по-разному рассматривают их содержание. В частности, А.А. Ангеловский предлагает в содержание полипрофессионального компонента включать умение вести переговоры, эмоциональный настрой, умение работать на компьютере, знание иностранного языка, понимание экономики и бизнеса и т.п. Т.В. Колгурина к полипрофессиональному компоненту относит знания специалиста и его личностные качества, которые необходимы специалисту с высшим образованием в любом цивилизованном обществе, т.е. определяют его как культурного, широко образованного человека, умеющего включиться в диалог с другими людьми.
Так же многими авторами выделяется, опосредованная конкурентоспособность. Она обусловлена факторами, лишь частично зависящими от специалиста. Например, имиджем города, в котором он учился («специалист из столицы»), статусом вуза (университетское образование) и его позиционированием на рынке. Здесь от будущего специалиста зависит выбор таких характеристик, но не управление их качеством. Непосредственная конкурентоспособность определяется возможностями самого специалиста: его личностными качествами, знаниями, умениями, мотивами. Более детально рассмотрим непосредственную конкурентоспособность, включающую в себя 4 компонента (рис. 2).
Информация о работе Психологические характеристики конкурентоспособной личности