Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Под «социальной адаптацией» мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную групп [2].
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Цель: изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальная адаптация дошкольников».
2. Изучить виды, стадии, критерии, психологические механизмы адаптации дошкольников к условиям детского сада.
3. Проанализировать степень адаптированности дошкольников к условиям детского сада.
4. Изучить пути оптимизации адаптации дошкольников к условиям детского сада и сформулировать практические рекомендации для родителей и сотрудников детского сада.
Объект: пол, возраст - всего 30 респондентов.
Предмет: изучение психологических особенностей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Гипотеза: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Методики:
1. Методика на определение готовности ребёнка к детскому саду Севостьяновой Е. О. Опрос родителей.
2. Методика исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Лист адаптации»
3. Оценочная шкала Й.Шванцара
Тема: Психологический анализ адаптации дошкольников к условиям детского сада
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Цель: изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальна
2. Изучить виды, стадии, критерии, психологические
механизмы адаптации
3. Проанализировать степень
4. Изучить пути оптимизации адаптации дошкольников к условиям детского сада и сформулировать практические рекомендации для родителей и сотрудников детского сада.
Объект: пол, возраст - всего 30 респондентов.
Предмет: изучение психологических особенностей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Гипотеза: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Методики:
1. Методика на определение готовности ребёнка к детскому саду Севостьяновой Е. О. Опрос родителей.
2. Методика исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Лист адаптации»
3. Оценочная шкала Й.Шванцара
1. Теоретические основы изучения адаптации дошкольников к условиям детского сада
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Под «социальной адаптацией» мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную групп [2].
Развитие личности как социального ядра индивидуальности ребенка зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребенок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей).
Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими всю его жизнь. В первую очередь у него закрепляются простые стереотипы, а затем реакции на часто используемые предметы и знакомых людей.
Однако следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные стандарты в подходах к детям. Для того чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушения в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы в детских дошкольных учреждениях, использовать и научный подход к организации жизни и воспитания детей.
Ребенок не имеет врожденных форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности – через взрослого – три основные ее компонента, так называемое очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы пользования ими), очеловеченное время (режим, временной распорядок суток) и человеческие формы общения. Следовательно, с самого рождения ребенка его активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый – ребенок, с доминирующей ролью взрослого впервые три года жизни. Эти особенности возраста определяют весь комплекс медико-педагогических воздействий, на них основана и вся педагогика раннего возраста [3].
Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.
Выполнение требований,
стоящих перед ребенком с момента
знакомства с новыми условиями среды,
безусловно, является для него трудной
задачей. Степень трудности зависит
от индивидуальных особенностей имевших
место ранее жизненных ситуаций
При приеме в ДОУ впервые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Изменения окружающей среды выражаются во встрече с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими.
Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушаются аппетит и другие поведенческие реакции.
Исследования, посвященные
социально-гигиеническим
Характерной особенностью
поведения детей раннего
Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.
Трудности приспособления,
возникающие вследствие конфликта
между требованиями новой среды
и возрастными и
Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации - поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
А) творческий стиль, когда
человек старается активно
Б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
В) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [14]. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка с сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса [22].
Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных направлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую [24].
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудения либо вообще не появляются, либо оно очень не значительно. В данном случае напряженная адаптация является закономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностями без каких-либо отрицательных последствий.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуются в течение полутора месяцев. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнений. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышении возможностей организма к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции все же нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив - стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая фаза тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.
Таким образом, если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
1.2 Степень адаптированности и Психологические механизмы адаптации дошкольников к детскому саду
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении т.е., каждый ребенок привыкает по-своему [5].
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем [1]. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту [7].
Информация о работе Психологический анализ адаптации дошкольников к условиям детского сада