Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......

Вложенные файлы: 1 файл

НИРС Зайцева нов.doc

— 6.54 Мб (Скачать файл)

1) общепрофилактические меры:

а) повышение уровня психологической  подготовки учителей, социальных педагогов, родителей; 

б) создание центров, занимающихся проблемами суицидологи, увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

в) создание различных внешкольных  форм психологической помощи: территориальных  психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста, теолога и других специалистов; телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.; публикация статей и трансляция видео-роликов в СМИ по профилактике суицидального поведения.

2) психокоррекционные  мероприятия: 

а) тренинги;

б) ролевые игры;               

в) дискуссии;

г) ведение дневников.

Результаты опытно-экспериментальной  работы  свидетельствуют о том, что реализованные в эксперименте активные методы воздействия (тренинги), направленные на формирование активной жизненной позиции, снижение уровня дезадаптированности, личностной тревожности и депрессивности будут способствовать профилактике суицидального поведения у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суицидальное поведение  в настоящее время является глобальной общественной проблемой. Суициды у подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и т. п.

В ходе исследования рассмотрены  социальные и психологические основы суицидального поведения подростков; разработана программа психологических методов и приёмов, направленных на профилактику суицидального поведения в подростковой среде; проведено экспериментальное исследование по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди подростков; даны рекомендации по психологической профилактике проявления суицидального поведения у подростков.

Современный подход к  работе по профилактике суицида среди  подростков характеризуется усилением  традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.

Основной акцент профилактики должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния суицидопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.

В ходе экспериментальной  работы было выяснено, что социальная установка выступает защитным механизмом самооценки субъекта в группе. Само же поведение имеет последствия, если же этих последствий или подкрепления не оказывается в наличии, происходит угасание поведения.

Результаты опытно-экспериментальной  работы  свидетельствуют о том, что  реализованные в эксперименте активные методы воздействия (тренинги), направленные на формирование активной жизненной позиции, снижение уровня дезадаптированности, личностной тревожности и депрессивности будут способствовать профилактике суицидального поведения у подростков.

Таким образом, предположение о повышении положительной мотивации и снижении деструктивной активности личности при условии комплексной деятельности психолога по предотвращению суицидального поведения у подростков 15-16 лет подтвердилась в ходе экспериментальной работы.

В качестве профилактических мер предупреждения возникновения  склонности к суицидальному поведению  у подростков будут следующие: снятие психологического напряжения в психотравмирующей  ситуации, уменьшение психологической  зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение, формирование компенсаторных механизмов поведения, формирование адекватного отношения к жизни и смерти; воспитание качеств и свойств личности, в том числе воспитание стабильных ценностных ориентаций и нравственных установок, раннее выявление подростков, склонных к аутодеструктивному поведению, посещение упражнений и тренингов, направленных на формирование положительных эмоциональных - волевых качеств и стрессоустойчивости. 

Следовательно, для создания системы профилактики суицидов у подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://mgorod.kz/nitem/v
  2. Психология: учебник /. Под ред. В. Н. Дружинина. – СПб: Питер, 2002. – 672 с.
  3. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковникова. – М.: Экспресс, 2001. – Т. 2. 
  4. Психоаналитические термины и понятия. – М.: Наука, 2000. – 346 с.
  5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.  - Л.: Наука, 1983. – 298 с.
  6. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост.                                 А. Н. Моховиков. - М.: Академия, 2001. – 349 с.
  7. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: АСТ, 2000. – 289 с.
  8. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 996. - № 4. – С. 24 – 30.
  9. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. – М.: Наука, 1984. –           349 с.
  10. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб.: Прогресс, 1998. – 269 с.
  11. Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М.: Наука, 1978. – 157 с.
  12. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. - М.: Генезис., 2012. – 286 с.
  13. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Просвещение, 1993. – 270 с.
  14. Кулаков С. А. На приёме у психолога - подросток.  - М.: Мир, 2001. –          212 с.
  15. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1989. – 195 с.

Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков