Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.
Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48
В своей работе я буду придерживаться этой классификации, однако хотелось бы дополнить ее еще одним классом проявлений бессознательного - это пси-процессы (так называемое «явление пси»), к которым можно отнести экстрасенсорное восприятие, психокинез и т.д.
К этому классу неосознаваемых психических процессов Ю.Б. Гиппенрейтер относит:
Под неосознаваемыми автоматизмами Ю.Гиппенрейтер понимает действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания и сознательного контроля.
Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.
Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоения более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида [3].
Ю.Б.Гиппенрейтер приводит следующий пример: «Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошли через этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что все начинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каждым пальцем, подъемы и опускания кисти и т.д. На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепианной техники … Так, путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство» [3, c.69].
Первичные автоматизмы не осознаются. Более того, попытки их осознать обычно расстраивают действие. Это обстоятельство Ю.Б. Гиппенрейтер иллюстрирует следующим примером: «Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?» Сороконожка глубоко задумалась – и не смогла двинуться с места!» [3, с.70].
Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что в психологии много внимания уделялось проблеме механизмов формирования навыка. Выработка навыка – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы обязаны уже собственно физиологическим свойствам и механизмам нашего организма, который перенимает на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием [3].
Кроме двигательных автоматизмов, существуют также, например, зрительные и слуховые автоматизмы. В ходе длительной практики вырабатывается, например, такие способности, как «чтение» рентгенограмм, восприятие радиокода Морзе и др.
Ю.Б.Гиппенрейтер приводит также следующие примеры: «Попробуйте вспомнить, как вам слышалась иностранная речь на чужом когда-то языке: это был сплошной, не расчлененный поток звуков. А после обучения этому языку вы стали воспринимать его совершенно иначе, четко выделяя слова и целые фразы. Этим мы обязаны образованию слуховых автоматизмов» [3, с.72].
Явление неосознаваемой установки. Понятие «установка» заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.
В отечественной психологии существует целое направление – грузинская школа психологов - которая разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886- 1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива [3].
Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, «установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т.д.» [3, с.76].
Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно.
Наибольший интерес представляет проявление неосознаваемой установки. Именно ее детально исследовал Д.Н.Узнадзе в своих опытах. «Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась… и так раз пятнадцать. Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: «сравнить их объемы». И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему» [3, с.78].
«В результате целой серии подобных экспериментов Д.Н.Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что эта установка действительно неосознаваемая. Подтверждением этого является один из вариантов по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым» [6, c.154].
Таким образом, неосознаваемые
установки действительно
Несознаваемые сопровождения сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, когда мы режем что-то ножницами, то двигаем челюстями в ритме этих движений. Эти движения нельзя отнести к двигательным навыкам, т.к. они не реализуют действие и не подготавливают его, а лишь сопровождают [3].
«Другой пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движение вполне бесполезным движением рук, корпуса или кия…
Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает» [3, c. 80].
Таким образом, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий Ю.Б. Гиппенрейтер относит непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающий действия и состояния человека. Они являются чрезвычайно важными для психологии по двум причинам: 1) эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации; 2) они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т.д. [3].
«Неосознаваемые и полуосознаваемые компоненты речевой моторики постоянно обнаруживают наши состояния и настроения. Ведь голос человека может приобретать массу оттенков: быть глухим, звонким, хриплым, металлическим, дрожащим, мягким, и всеми этими качествами он обязан тонической активности голосовых связок и артикуляционного аппарат. Она далеко не всегда осознается, особенно ввиду того, что главная функция речевых движений состоит в передаче смысла, и сознание занято преимущественно этой их стороной.
Важно подчеркнуть, эмоционально-выразительные сопровождения подобных действий часто не осознаются не только лицом, «индуцирующим» сигналы этого рода, но и тем, кто их воспринимает» [3, с.84]. Примером этого может служить то, как один человек перенимает у другого позы, жесты, манеру говорить, совершенно не замечая этого. Способность неосознаваемых компонентов общения оказывать на другое лицо также неосознаваемое действие является одним из замечательных его свойств.
Контролировать неосознаваемые сопровождения сознательных действий очень сложно. Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (слова, движения и пр.), заметно труднее – мышечную тонику (позу, мимику, интонацию). Наконец, на третьем месте оказываются такие вегетативные компоненты действий, как слезы, дрожь, изменения зрачка и т.д. Из сказанного ясно, что малоосознаваемые реакции могут быть наиболее информативными и, возможно, наиболее действенными в плане передачи эмоциональных состояний в процессе общения.
Жмуров В.А. [19] считает, что они проявляются в том, что человек стремится совершить поступок, не понимая при этом причины своего желания. Это явление впервые было открыто в исследованиях гипноза. По выходе из гипнотического состояния, в котором испытуемому внушалась некая программа действий, он выполнял ее, не осознавая того, что именно заставляет его поступать таким образом. Например, внушалось, что нужно в такой-то час пойти в магазин и купить определенную вещь.
Наиболее детально проблема неосознаваемых побудителей сознательных действий была разработана 3. Фрейдом. Он рассматривал неосознанные побуждения как нереализованные влечения, которые из-за конфликта с усвоенными этическими нормами вытесняются в бессознательную сферу психики. Такие влечения, как он думал, обыкновенно не исчезают, а проявляются различным образом (символически). Так, они обнаруживаются в виде сновидений, ошибочных действий (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.) и невротических синдромов [19].
Сновидения. Нереализованные влечения человека очень часто проявляются в сновидениях. «В древности сновидениям придавалось большое значение. В них усматривались «знаки будущего». Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В дальнейшем, с развитием науки, искусство толкования сновидений было в известной степени утрачено, интерес к ним стал ассоциироваться с суеверием. И лишь в ХIХ веке наука, в частности физиология, вновь обратила внимание на сновидения. Было начато проведение экспериментальных исследований с целью определения влияния физических раздражителей на содержание сновидений.
З. Фрейд, придававший сновидениям важное значение, как бы вернулся к старой традиции. Он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевного состояния человека [12, с.439].
Фрейд рассматривал сновидения не как физиологическое, соматическое явление, а как «продукт психической деятельности самого видящего сон» [15, c. 310]. В.М. Лейбнин пишет, что «для Фрейда сновидения – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и здоровым людям» [12, c.439].
«Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что человек видит во сне, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения.
Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное содержание сновидения. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения и превращения мыслей в зрительные образы. Благодаря такой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению Фрейда, отвечает за различные пробелы, пропуски в сновидении, модификации и перегруппировку его материала» [12, c.440].
Фрейд выделяет три вида сновидений:
В первом виде явное и скрытое содержание сновидений совпадают. Такие сновидения являются простыми незамаскированными исполнениями желаний. Они тесно связаны с жизнью в течение дня, т. е исполняют желания, которые зародились в течение дня и остались неудовлетворенными. Такие сновидения чаще встречаются у детей. Фрейд приводит следующий пример: «Девочку 19 месяцев от роду целый день держат на диете, так как ее утром рвало и, по словам няни, она повредила себе земляникой. Ночью после этого голодного дня няня слышала, как девочка во сне называла свое имя и при этом прибавляла: «земляника, малина, яичко, каша». Ей, следовательно, снится, будто она ест, и из своего меню она указывает как раз на то, что в ближайшем будущем, по ее мнению, ей мало будут давать» [15, c.318].