Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.
Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48
Среди взрослых также можно собрать много примеров таких сновидений, но они большей частью кратки. Например, многим людям при жажде ночью снится, что они пьют.
Второй группе принадлежат сновидения, которые «будучи связными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью» [15, c.317]. Фрейд утверждает, что в этом виде сновидений действует процесс сгущения образов. Этим объясняется, например, появление некоторых элементов, свойственных только сну и не находимых в нашем сознании. К таким образам Фрейд относил «составные и смешанные лица и странные смешанные образы, которые можно сравнить с созданными народной фантазией на Востоке причудливыми животными; последние, однако, имеют в нашем представлении определенную застывшую форму, между тем, как сновидение создает новые сложные образы в неисчерпаемом богатстве» [15, c.322]. Если между скрытыми мыслями сновидения нет общих частей, то работа сновидения стремится создать их, чтобы сделать возможным общее изложение.
Фрейд приводит такой пример: «… одна женщина видит во сне у себя на руках высокий цветочный стебель, как у ангела на картинах благовещения девы Марии (ее называют – непорочная дева Мария); но стебель покрыт большими белыми цветами, похожими на камелии (противоположность непорочности – дама с камелиями)» [15, c.323]. Т.е здесь работа сновидения соединяет в одной комбинации два противоречащих друг другу представления.
В третьем виде сновидений явное и скрытое содержание сновидения не совпадают. Это объясняется работой процесса смещения. Оно проявляется в замещении скрытого элемента не собственной составной частью, а чем-то отделенным (намеком), а также в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой (неважный), в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла сновидения [12].
В таких сновидениях,
как правило, на первый план выставляется
безразличное впечатление, за которым
кроется волнующее и
Фрейд приводит следующий пример: «В одном из моих сновидений речь идет о вспрыскивании пропилена. При анализе я прежде всего нахожу в качестве побудителя сновидения незначительное переживание, в котором некоторую роль играет амилен… к кругу идей того же сновидения относится еще воспоминание о первом посещении Мюнхена, где на меня произвели сильное впечатление Пропилеи. Дальнейший анализ позволяет высказать предположение, что смещение амилена на пропилен было обусловлено влиянием второго круга идей на первый. Пропилен является, так сказать, средним представителем между амиленом и Пропилеями, и слово это попадает в содержание сновидения в качестве компромисса…» [15, с.327].
Таким образом, все три вида сновидений, по сути, выполняют одну и ту же функцию: исполняют изображение вытесненных желаний. Однако если в первом виде эти желания не замаскированы, то в двух других они представлены в неузнаваемом виде. Т.е сновидения являются попытками осуществления того или иного желания. Изучение сновидений помогает лучше понять эти скрытые желания и влечения, которые побуждают к тому или иному действию.
Ошибочные действия. В.М. Лейбнин дает следующее определение ошибочных действий: «Это часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение» [12, c. 322]. В психоанализе они являются объектом исследования, свидетельствующим о наличии бессознательных процессов.
З.Фрейд детально исследовал явление ошибочных действий в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901). Он различал три группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – явления, в основе которых лежит временное забывание (имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и намерений). К третьей – запрятывание, потерю предметов, а также ошибки-заблуждения, когда какое-то время человек верит в то, что не соответствует действительности.
Для Фрейда ошибочные действия – это полноценные психические акты. Они имеют смысл, т. е. обладают определенным значением и включают в себя конкретное намерение. Более того, нередко ошибочные действия, по сути дела, оказываются совершенно правильными. Другое дело, что они возникают вместо другого предполагаемого или ожидаемого действия [12].
Ошибочные действия как проявления бессознательного представляют собой большой интерес, т. к. они выражают собой импульсы и намерения, скрытые от сознания человека. Благодаря им человек непроизвольно выдает многие свои тайны, в том числе интимные, сокровенные.
В.М. Лейбнин пишет: «З.Фрейд показал, что наиболее важным и существенным в ошибочных действиях человека являются не форма и средства, которыми он пользуется, а намерения, которым служат эти действия. Именно раскрытие намерений, считал Фрейд, способствует пониманию бессознательных процессов, развертывающихся в психике человека и предопределяющих его жизнедеятельность» [12, c.323].
Будучи психическими актами, ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга различных намерений. Одно из таких намерений Фрейд называет нарушенным, другое – нарушающим. Психический механизм возникновения ошибочного действия сводится к тому, что одно из намерений подвергается вытеснению, поскольку человек не хочет допустить его реализации. В результате оно проявляется в форме нарушения другого намерения [15].
З.Фрейд привел многочисленные случаи оговорок, забывания имен, потери предметов, когда эти случаи вызывали недоумение у человека, совершившего ошибочное действие. Так, Фрейд рассказывает о своей пациентке, у которой в ходе анализа он обнаружил, что она стыдилась своей семьи и сделала отцу упрек. «…Она ничего такого не помнит и считает это вообще неправдоподобным. Разговор о ее семье, однако, продолжается, и она делает такое замечание: «Одно нужно за ними признать: это все-таки необычные люди: у них у всех скупость. Я хотела сказать: дух, ум». И таков был действительно тот упрек, который она вытеснила из своей памяти» [15, c. 233].
Приводятся Фрейдом и примеры забывания имен и фамилий, которые всегда имеют то или иное отношение к какой-либо теме, близко касающейся человека: «Лучший пример в этой области сообщил мне некий господин Ледерер из своих личных переживаний. Во время своего свадебного путешествия он встретился в Венеции с одним малознакомым господином и хотел его представить своей жене. Фамилию его он забыл, и на первый раз пришлось ограничиться неразборчивым бормотанием. Встретившись с этим господином вторично (в Венеции это неизбежно), он отвел его в сторону и рассказал, что забыл его фамилию, и просил вывести его из неловкого положения и назвать себя. Ответ собеседника свидетельствовал о прекрасном знании людей: «Охотно верю, что вы не запомнили моей фамилии. Я зовусь так же, как вы: Ледерер!» [15, c.218].
С познавательной точки зрения ценность ошибочных действий состоит в том, что каждый человек может легко наблюдать их на самом себе. Их проявление не связано с каким-либо болезненным состоянием, а анализ их дает возможность лучше понять роль и значение бессознательных процессов в душевной жизни человека.
Невротические симптомы. Согласно представлениям Фрейда, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обуславливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в ошибочных действиях [6].
3.4 Надсознательные процессы
Если говорить кратко, «это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение» [3, с.94]. Такое определение надсознательных процессов дает Ю.Б. Гиппенрейтер.
Она приводит следующий пример: человек занят решением какой-то важной для него проблемы. Он думает над ее решением в течение длительного времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с самим собой и с другими. И в один прекрасный момент проблема проясняется. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу. Человек вдруг приобретает совершенно новый качественный взгляд на эту проблему [3].
«Возникающие решения проблемы вспыхивают внезапно, порой по самому ничтожному или случайному поводу, нередко в самое, казалось бы, неподходящее для этого время и субъективно воспринимаются как результат непосредственного восприятия истины, следствие прозрения, инсайта. Это вторжение новой идеи в сознание может происходить не только в бодрствующем состоянии, но и во сне, в опьянении, причем соответствующее решение или идея иногда отображаются не в виде логической структуры, а в аллегорической форме, в форме какого-то образа, что сближает научное творчество с художественным. Так, Кеккуле увидел во сне змею, ухватившую себя за хвост, и понял, что именно этот образ содержит ключ к раскрытию формулы бензола» [19].
Особенно ярко процессы образования интегрального продукта проявляются в процессе творческого мышления. А.С. Никифоров пишет: «Исследования психических механизмов научного творчества позволили установить, что у многих одаренных ученых временами возникали периоды больших затруднений в решении тех или иных проблем. Английский философ Б.Рассел отмечает, что иногда попытки подтолкнуть силой воли ход творческой работы оказываются безрезультатными, и тогда, ссылаясь на собственный опыт, он считает целесообразным подождать подсознательного вызревания идеи» [9, с.120].
Таким образом, то, что вошло в сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось действительно четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас остается неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией [6].
Рассмотрение проблемы проявлений бессознательного, на мой взгляд, было бы неполным, если не включить в нее некоторые примеры необычных возможностей психики человека. Особый интерес представляют вопросы о том, может ли человек получать информацию способами, в которых отсутствует стимуляция известных органов чувств, а также может ли он влиять на физические события с помощью только психических актов? Эти вопросы являются предметом споров о существовании пси-процессов обмена информацией или энергией. Эти процессы в настоящее время не получили объяснения ни в одной науке.
К явлениям «пси» Маклаков А.Г. [6] относит:
3.6 Выводы
Таким образом, проявления бессознательного достаточно разнообразны. Они охватывают сферу чисто физиологических проявлений (неосознаваемые сопровождения сознательных действий), сферу мотивации (неосознаваемые побудители сознательных действий), сферу необычных возможностей человека (эсктрасенсорика). В любом случае, это говорит о наличии различных уровней неосознаваемого.
IV.4. «Методы расшифровки и изучения бессознательного»
Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны метод свободных ассоциаций и методы анализа сновидений и ошибочных действий.
Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых человеком слов. Психоаналитик должен найти закономерность в этих словах и сделать соответствующее заключение о причине состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека [6].
Процедура метода следующая: «пациент укладывается на кушетке, врач садится у изголовья так, чтобы не попадать в поле зрения пациента. Пациенту предлагается придти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову без сознательного отбора, не придерживаясь какой-либо логики… Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-либо выбрать или отбросить, даже если какие-то мысли кажутся тривиальными, не относящимися к делу, не важными или болезненными, унизительными, нескромными, смущающими. Необходимо следовать по поверхности сознания, удерживаясь от критики» [14, c. 273].