Психология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические модели:
*психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
*социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

 

 Способность мозга  определять время совершения  событий в основном зависит  от памяти. Память, очевидно не связана с какой-то одной специфической областью мозга; она зависит от многочисленных зон, играющих важную роль. В особенности это касается некоторых областей височной коры.

 Речь и язык одновременно  связаны с такими сенсорными  функциями, как слух и зрение, и с двигательными функциями,  необходимыми для устной речи  и письма. Центры, ответственные за эти функции, находятся в разных областях мозга, особенно в лобной, затылочной и височных долях. У подавляющего большинства людей лингвистическая активность контролируется левым полушарием мозга.

 Планирование действий, которое собственно, и составляет  суть мышления, происходит в передних  участках лобных долей в результате  объединения и переработки ею  информации, получаемой и расшифровываемой  в других зонах коры. Именно  здесь находятся структуры, определяющие  способность к счету, предсказанию  и предвидению.

 Наконец, управление  сложными психомоторными функциями  осуществляется на уровне верхних  отделов мозгового ствола. Эта  область мозга представляет собой  настоящую “телефонную станцию”, объединяющую информацию от рецепторов  и моторные сигналы из коры  мозга. Благодаря этому она  может контролировать выполнение  движений, планируемых лобной корой

20. Специализация больших  полушарий коры головного мозга.

21. Понятие и основные  черты сознания

Сознание человека – это  сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов.

 К неотъемлемым признакам  сознания относятся: речь, мышление  и способность создавать обобщенную  модель окружающего мира в  виде совокупности образов и  понятий.

Основными характеристиками сознания являются:

отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

различение субъекта и  объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое  существо, способное к самопознанию ;

самооценки своих поступков и себя в целом. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;

обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает  будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает  волевые решения, вносит необходимые  коррективы, преодолевает трудности. Своей  деятельностью он активно влияет на окружающий мир;

наличие эмоционально-оценочных  отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо  в таких нравственных чувствах, как  чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего  мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

22. Функции сознания. Состояния  сознания.

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание)

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций.

Порождающая – творческая или креативная

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем.

Время образующая – способность  отслеживать связь между прошлым  настоящим и будущим.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует  саму сущность сознания, нашу способность  к самосознанию.

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям:

1) сон, рассматриваемый  как период отдыха,

2) состояние бодрствования,  или активное состояние сознания, которому соответствует активация  всего организма, которая позволяет  ему улавливать, анализировать сигналы  внешнего мира, отправлять некоторые  из них в память или же  реагировать на них адекватным  или неадекватным поведением  в зависимости от предшествующего  опыта и навыков.

23. Неосознаваемые психические  процессы: неосознаваемые механизмы  сознательных действий.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых  не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным. Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

   - неосознаваемые  автоматизмы, 

   - неосознаваемые  сопровождения сознательных действий.

- надсознательные процессы.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются  без участия сознания. Совершая такую  работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой  голова остаётся свободной". Это  состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного  контроля.

   Процессы, входящие  в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу: 

   - никогда до этого  не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

   - когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие  автоматом (навыки).

   Примеры принципиально  не осознаваемых: сосательные движения  ребёнка, мигание, конвергенция  глаз, схватывание предметов, ходьба  и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

   Развитые навыки  обычно "балансируют" на границе  сознания. Если человек начинает  совершать много ошибок (при усталости,  например, или при усложнении  деятельности), то навык опять  попадает в поле сознания, на  его периферию или даже в  фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять  на границу сознания. Этим и  отличаются навыки от принципиально  не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".

   Разные примеры  автоматизмов:

   - бегло читая какой-либо  текст, мы не задумываемся над  начертанием и значением отдельных  букв, но "сразу" воспринимаем  смысл прочитанного,

   - радист, работающий  с азбукой Морзе, воспринимая  звучание коротких и длинных  сигналов, совершенно свободно переводит  их в логическое сочетание  букв и слов,

   - заходя в тёмную  комнату, рука "сама" тянется  к выключателю.

  24. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку  как готовность организма или  субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

   Скорость и точность  реагирования человека на какой-либо  раздражитель зависит от навыка  совершать определённые действия, поэтому навык и установка  — во многом одно и то  же. Однако навык проявляется  во время осуществления действия, установка же относится к периоду,  предшествующему осуществлению  действия.

   Виды установки: 

   - моторная установка  (готовность к выполнению конкретного  действия),

   - умственная установка  (готовность решать интеллектуальные  задачи с помощью известных  и доступных способов),

   - перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

   Установка это  тоже автоматизм, только автоматизм  в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка  организма к выполнению тех  или иных действий. В результате  целой серии экспериментов Д.  Н. Узнадзе и его сотрудники  пришли к выводу о том, что  установка действительно неосознаваема.

25.  Надсознательные процессы.

Иногда задача решается как  бы сама собой, без участия сознания, при этом в сознании сразу, вдруг  возникает ответ и, притом, как  правило, качественно новый и  правильный.

Например, бывает, что человек  вечером не может принять важное для него решение, а утром оно  появляется в готовом виде само собой. "Утро вечера мудренее".

Такие процессы, при которых  решение задачи, ответ на житейский  вопрос, проблему возникает как бы сам собой, без участия сознания, называются надсознательными.

Тем не менее, сознание играет в этих процессах важную роль: ответы могут возникнуть лишь при условии  большой предварительной сознательной работы. И лишь тогда, когда сознание переутомится и отступит, задача погружается  в бессознательное, где решается как бы сама собой.

Надсознательные процессы нельзя контролировать сознанием. В частности, невозможно предугадать, когда появится решение, - или через полчаса, или через три года.

26. Сознание и самосознание.

Сознание - это высший уровень  психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Совокупность психических  процессов, посредством которых  индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом  себе складываются в определенный “образ “Я””

27. Механизмы психологической  защиты.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем  активного выключения из сознания неприемлемого  мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего  вытесняется и забывается человеком  не то плохое, что ему сделали  окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности  зависти и великое множество  комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек  не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный  перенос на другое лицо собственных  чувств, желаний и влечений, в  которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил  агрессию в отношении другого, у  него нередко возникает тенденция  снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный  перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для  себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения  и этических норм. Например, мальчик  бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить  его любовь и уважение. В широком  смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое  позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых  грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую  травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной  окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для  которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими  людьми, ранее значимыми событиями  или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

28. Понятие о деятельности. Деятельностный подход в психологии.

Деятельность определяется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Особенности деятельности:

Предметность. Деятельность всегда предметна. Предмет – это  то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится. Деятельность беспредметной быть не может. Она может казаться беспредметной. Если нет предмета деятельности, значит нет самой деятельности. Первоначально, деятельность обусловливается предметом, а затем она начинает реализовываться посредством образов предмета.

Целенаправленность. Деятельность всегда целенаправленна.

Осознанность. Цель всегда осознана. Постановка цели предполагает знание самой цели и ее связь со средой, предметом, средствами. Все   остальные   стороны    деятельности — ее мотивы, способы выполнения, отбор  и переработка необходимой информации — могут осознаваться, а могут  и не осознаваться. Они могут также  осознаваться не полностью и даже неверно.

Информация о работе Психология в социальной работе