Психология и Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 191.37 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время нельзя говорить о существовании разработанной в полном объеме теории аттракции. В отечественной социальной психологии это направление развивается слабо.

Модуль2, 12(40).

Убеждение представляет собой воз­действие на собеседника с целью изменить его отноше­ние к чему-либо, если он придерживается иного мнения. Для оказания влияния на человека важно, чтобы изме­нение отношения изменило и поступки человека. 
Что же влияет на эффективность внушения?

Оказывается, все достаточно просто. К основным факторам, оказывающим влияние на качество внушаю­щего воздействия, относятся:

Свойства того, кто оказывает внушение (суггестора). К ним можно отнести уровень авторитета личности, ее социальный статус, волевое или интеллектуальное превосходство, уверенность в себе, неугасимый опти­мизм, неотразимое обаяние и многое другое.

Свойства объекта внушения (суггерента), т. е. того, на кого направлено внушающее воздействие. Как по­казывает практика, наиболее внушаемые люди отлича­ются повышенной тревожностью, неуверенностью в се­бе, особой доверчивостью, заниженной самооценкой, впечатлительностью и другими особенностями, отра­жающими неустойчивое состояние психики.

Взаимоотношения, которые сложились между сугге-стором и сутгерентом. Если между ними доминируют от­ношения доверия и авторитета, то уровень внушаемости будет высоким. Если же между суггестором и суггерентом возникли элементы подозрительности и открытого недоверия, естественно, результативность внушающего воз­действия будет минимальной.

Психическое состояние внушаемого. Качество суггестивного воздействия во многом зависит от общего психического состояния внушаемого: от напряженности его скелетно-мышечной системы, от утомляемости нервной системы, от протекания процессов возбуждения и торможения и других особенностей психического состояния.

Ситуативные условия внушаемости. К ним можно отнести: низкий уровень осведомленности суггерента (внушаемость обычно повышается, если скрывается истинная информация); неопределенность ситуации (в такой ситуации, как отмечают специалисты, сильно возрастает психическая напряженность из-за невозможности прогнозирования и планирования); дефицит времени (тогда значительно уменьшается возможность анализировать и предвидеть).

Таким образом, зная факторы, влияющие на эффективность внушения, можно или значительно снизить его влияние на себя (а во многих случаях просто уйти от внушающего воздействия) или, наоборот, пользоваться этими факторами ради собственного благополучия.

Модуль2, 13(41). 
Создателем Т. а. является американский психиатр Берн. Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.

        Т. а. включает в себя: 
  1) структурный анализ — анализ структуры личности; 
  2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 
  3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 
  4) анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует. 
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый. Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты — информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений. Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Адаптированный Ребенок — это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении со значимыми лицами, робость, стыдливость. Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель — это преподанная концепция жизни, а Ребенок — концепция жизни через чувства, то Взрослый — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. 
  Т. а. — это интеракционная психотерапия, которая проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям Т. а., пониманию механизмов поведения и их расстройств. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого Я-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции. Главная цель Т. а., состоит в пересмотре ранних решений.

Модуль2, 14(42) 
Конформизм (от лат. conformis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризу­ется принятием индивидом мнения большинства в каче­стве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и сво­их установок с поведением и установками группы. Инфор­мационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом. 
Виды конформизма: 
1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией; 
2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции; 
3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам. 
Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма. 
Уровни конформного поведения: 
1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы; 
2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным; 
3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт. 
Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов. 
Теории конформизма: 
1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими; 
2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Модуль2, 15(43). 
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. 
Ситуативные факторы конформности: 
1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение; 
2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма; 
3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.); 
4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации; 
5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается; 
6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма; 
7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм; 
8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности. 
Личностные факторы конформности: 
1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет; 
2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями; 
3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма; 
4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.; 
5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Модуль2, 16(44). 
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее "синтетическое", то оно сводится примерно к следующему: "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов". Это достаточно универсальное определение, носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаимодействия", фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры - нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы. Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта "общей социальной деятельности" сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: "малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности. При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры".Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. 
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. 
Модуль2, 17(45). 
Важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности". 
Феномен группового давления. Его часто в социальной психологии именуют феноменом конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыденного сознания приобретает некоторый негативный оттенок. В социально-психологической литературе больше говорят о конформности или "социальном влиянии", имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. 
Функционирование групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм, "идентификация"), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. При "интернализации" мнение других просто совпадает с системой ценностей данной конкретной личности. 
Противоположным конформности являются понятия "независимость" или "самостоятельность позиции". 
Дальнейшие исследования феномена конформности привели к вьшоду о том, что давление на индивида может оказьшать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). 
Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов и норм поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций в виде насмешек, угроз и пр. "Групповое давление" в группе выполняет следующие функции: а) помогает группе достичь ее цели, б) помогает группе сохранить себя как целое, в) помогает членам группы выработать "реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений, г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме. 
Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей. 
В отечественной социальной психологии исследования сплоченности группы опираются на изучение влияния на ее совместную деятельность членов группы. Все большее сплачивание группы здесь основано не на увеличении эмоциональной привлекательности, а на все большем включении индивидов в процесс совместной деятельности. В данном случае речь идет не о совместимости людей в группе, а именно о сплоченности. Совместимость и сплоченность между собой тесно связаны, хотя и означают разные аспекты характеристики группы.

Модуль2, 18(46). 
Групповые нормы — это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должны подчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность была вообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя из представления о групповых ценностях и опираются на них. Групповые санкции — это механизм управления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретитель­ные, позитивные и негативные. Хорошо известно, что члены группы иногда отклоняются от общегруппового поведения, не желают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если: 
— групповые нормы одной общности вступают в конфликт с груп­повыми нормами другой общности, и одна из этих общностей являетсядля субъекта референтной; 
— групповые нормы общности оказываются в конфликте с индиви­дуальными нормами члена группы; 
— группа относится терпимо (толерантно) к отклоняющемуся по­ведению некоторых членов группы, главным образом тех из них, ко­торые имеют большие заслуги перед группой и обладают весьма высо­ким доверием с ее стороны.

Модуль2, 19(47). 
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры. 
Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений. 
Вслед за Мэйо принято выделять формальную и неформальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) связей. Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности. 
Социометрическая структура группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отражениями по результатам  социометрического теста, предложенным Дж. Морено. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности. Основными характеристиками социометрической структуры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т.е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отражений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов. 
Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и  передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы. 
Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.  
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характеристики: системы связей, лежащих в основе руководства группой  (если речь идет о формально организованной группе), и неофициального (неформального) влияния, выраженного феноменом лидерства.

Информация о работе Психология и Социальная психология