Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:03, реферат
Краткое описание
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности -- раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью. Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования человека (мотивация, эмоции, память, воля, способности), а все многообразие проявлений психического функционирования личности и исследует развитие человека. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Содержание
Введение 1. Основные положения в изучении психологии личности 1.1 Общее понятие о личности 1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность 2. Психология личности 2.1 Основные проблемы 2.2 Теории личности в психологии 2.3 Структура личности 2.4 Психологическая характеристика темперамента Заключение Список использованной литературы
Становление личности связано с принятием
индивидом выработанных в обществе социальных
функций и ролей, социальных норм и правил
поведения, с формированием умений строить
отношения с другими людьми.
Индивидуализация - это процесс самоопределения
и обособления личности, ее выделенность
из сообщества, оформление ее отдельности,
уникальности и неповторимости. Ставшая
индивидуальностью личность - это самобытный,
активно и творчески проявляющий себя
в жизни человек.
В понятии «личности» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно употребляют
такие эпитеты, как «сильная», «энергичная»,
«независимая», подчеркивая тем самым
ее деятельностную представленность в
глазах других. Об индивидуальности мы
чаще говорим «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества самостоятельной
сущности.
2. Психология личности
2.1 Основные проблемы
Базовыми проблемами психологии
личности являются: проблема структуры
личности; проблема мотивации поведения;
проблема развития личности; проблема
психического здоровья и психопатологии.
1. Проблема структуры личности тесно
связана с принципом системности, который
предполагает исследовать объект с точки
зрения его иерархического строения и
типов связи между отдельными уровнями.
Существуют два подхода к решению проблемы
структуры личности. Первый (Г.Олпорт,
Р.Кеттелл, Г.Айзенк) основан на теории
черт и идее факторной организации вторичных
свойств, второй (К.Юнг, К.А.Абульханова)
реализуется через принцип, согласно которому
все многообразие проявлений личности
может быть описано с помощью категории
«тип личности». Эти два подхода имеют
различные теоретические основания. Первый
относится к апостериорным теориям, логика
построения которых основана на принципе
«от частного к общему», второй - к априорным,
опирающемся на принцип «от общего к частному».
2. Проблема мотивации поведения личности основана
на принципе активности и связана с решением
следующего круга вопросов:
1) классификации мотивов. Задача классификации мотивов формулируется
на основе общепринятого положения о полимотивированности
человеческого поведения, о наличии одновременно
нескольких мотивов, побуждающих индивида
к действию. В русле этой проблемы формулируются
такие частные задачи, как определение
критериев классификации мотивов, выделение
биогенных и социогенных потребностей,
изучение принципов связи разноуровневых
мотивов (например, принципа функциональной
автономии мотивов по Г.Олпорту и др.).
2) изменения мотивационной системы.
Проблема изменения мотивов включает
в себя механизмы образования новых потребностей
путем мотивационного опосредствования
(В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига
мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации
и принятия ролей.
3) измерения мотивов. Вопрос об измерении мотивов возникает
в связи с их частой неосознаваемостью
и вследствие этого невозможностью применения
традиционных тестов и опросников, именно
поэтому обсуждается вопрос об использовании
проективных тестов и о их психометрических
характеристиках.
4) актуализации мотивов. Проблема актуализации мотивов вызвана
влиянием фактора ситуации на поведение
человека, тем, что определенные условия
могут создавать внутреннее напряжение
(интенсивность стимуляции, новизна, сложность)
и провоцировать индивида на совершение
однотипных действий (например, реактивных
агрессивных действий, опекающего поведения,
ориентации на успех или неудачу и др.).
5) динамики мотивационного процесса.
Изучение динамики мотивационного
процесса состоит в выяснении этапов
распада деятельности или ее возобновления,
причин, которые их обусловливают, последовательности,
очередности стадий.
6) соотношения мотива и цели.
Вопрос о соотношении мотива и цели связан
с установлением смысла деятельности,
характера отношений между тем, что побуждает
индивида действовать, и тем, что направляет
его действия.
7) а также многообразия влияния
мотивации на поведение.
3. Проблема развития личности связана
с рядом методологических принципов, в
первую очередь с принципом детерминизма
и развития. Источником развития личности
являются условия ее жизни, социально-исторический
контекст. Как социальное существо человек
проходит отдельные этапы социализации,
или социогенеза, присваивая себе и выполняя
определенные социальные роли, устанавливая
собственные ориентиры по отношению к
общепринятым нормативам и стандартам.
Кроме прохождения этапов социогенеза,
индивид имеет возможность развиваться
как индивидуальность, определяя направление
своего жизненного пути. Жизненный путь
- развитие человека в качестве субъекта
собственной истории, в ходе которого
осуществляется регуляция жизненного
процесса и формирование устойчивой и,
одновременно, пластичной структуры личности.
Основной характеристикой субъекта является
«переживание человеком себя как суверенного
источника активности, способного в определенных
границах намеренно осуществлять изменения
окружающего мира и самого себя».
Человек как субъект проходит три уровня
развития:
- Первый уровень характеризуется
тем, что «субъект недостаточно
адекватно осознает свои истинные
побуждения, он не учитывает степень
своего воздействия на ситуацию… качества
субъекта на этом уровне проявляются через
акты целеполагания и действия по преодолению
трудностей на пути достижения целей».
- Второй уровень означает, что
личность начинает выступать
как «субъект, сознательно соотносящий
цели и мотивы своего поведения,
стремящийся предусмотреть прямые
и косвенные результаты собственных
действий», она способна регулировать
свои цели и поведение, осознавать
мотивы.
- Личность на третьем уровне
развития «становится субъектом
своего жизненного пути, который
она сознательно измеряет масштабами
исторического времени своей
эпохи. На первый план здесь
выступают качества индивидуальности
- не просто уникальности, которая
характеризует каждого человека,
но общественно-исторической (в предельном
случае общечеловеческой) значимости
неповторимости субъекта. На этом
уровне личность обладает наибольшими
степенями свободы - свободы выявлять,
переживать и собственными действиями
разрешать назревшие противоречия
развития общества».
4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается,
прежде всего, критериев здоровой личности.
Так, по З.Фрейду, таким критерием является
умение поддерживать удовлетворительные
межличностные отношения, по А.Маслоу,
- сдвиг от примитивных потребностей к
более сложным, зрелым, например, самоактуализации,
по Э.Эриксону, - умение положительным
образом разрешить основную проблему
той стадии развития, на которой находится
личность.
Один из важнейших вопросов, обсуждаемых
в русле этой проблемы, заключается в стратегиях
диагностики заболевания. Существует
мнение, что диагностика имеет ряд недостатков,
в частности, она как бы упрощает представление
о человеке, делает общение с ним очень
формальным и поверхностным. Н.МакВильямс
тем не менее отмечает пять взаимосвязанных
достоинств диагностики: 1) диагноз необходим
для планирования лечения; 2) он тесно связан
с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента;
3) диагноз обеспечивает защиту интересов
клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное
отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает
вероятность отклониться от лечения некоторых
клиентов. Диагноз - результат сбора информации,
внимательного выслушивания, он дает терапевту
уверенность в своих дальнейших шагах,
определенность в индивидуальном процессе
вылечивания и ориентацию длительности
этого процесса.
Для диагностики степени сохранности/нарушенности
личности используют два критерия: 1) оценка
уровня развития личностной организации,
уровня индивидуации или степени патологии
(психотический, пограничный, невротический,
нормальный); 2) оценка защитного стиля
внутри этой организации, или тип характера
человека - параноидный, депрессивный,
шизоидный и проч.
2.2 Теории личности в психологии
В современной психологии выделяют семь
основных подходов к изучению личности.
Каждый подход имеет свою теорию, свои
представления о свойствах и структуре
личности, свои методы их измерения.
Теория личности - это совокупность гипотез,
или предположений о природе и механизмах
развития личности. Теория личности пытается
не только объяснить, но и предсказать
поведение человека. Основные вопросы,
на которые должна ответить теория личности,
заключаются в следующем:
- Каков характер главных источников
развития личности - врожденный или
приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее
важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими
в структуре личности - сознательные
(рациональные) или бессознательные
(иррациональные)?
- Обладает ли личность свободой
воли, и в какой степени человек
осуществляет контроль над своим
поведением?
- Является ли личный (внутренний)
мир человека субъективным, или
внутренний мир объективен и
может быть выявлен с помощью
объективных методов?
Каждый психолог придерживается определенных
ответов на поставленные выше вопросы.
В науке о личности сложилось семь довольно
устойчивых комбинаций таких ответов,
или теорий личности. Выделяют психодинамическую,
аналитическую, гуманистическую, когнитивную,
поведенческую, деятельностную и диспозитивную
теории личности.
Каждая теория позволяет построить одну
или несколько структурных моделей личности.
Большинство моделей являются умозрительными,
и лишь немногие, в основном диспозициональные,
построены с использованием современных
математических методов.
Модель личности, развиваемая в глубинной
психологии, прежде всего в психоанализе
(А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни),
ориентирована на объяснение внутрипсихологических
процессов при обращении по преимуществу
к понятиям структуры и динамики «внутреннего
конфликта».
В теория личности А.Адлера постулировалось
три фактора стабильности и динамики личности:
чувство общности, чувство неполноценности,
стремление к самозначимости. Считалось,
что если усиливается чувство неполноценности,
то повышается стремление к самозначимости
и понижается чувство общности; если усиливается
стремление к самозначимости, то также
понижается чувство общности; и если, наконец,
усиливается чувство общности, то понижается
чувство неполноценности.
В теория личности Г.С.Салливена решающая
роль в возникновении особенностей личности
и психологических расстройств приписывается
межличностным отношениям. Типичные межличностные
ситуации выступают некими матрицами
для формирования определенного типа
личности, понимаемой как совокупность
социальных масок. Признается, что при
изменении социальных (межличностных)
отношений может быть достигнута гармонизация
личности. Это и ставится целью психотерапии.
В теория личности Э.Фромма постулируется
ведущая роль в человеческом поведении
бессознательных побуждений. В отличие
от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются
как социально, а не биологически обусловленные.
Человек теряет инстинктивные связи с
природой, но на их место приходят экзистенциальные
и исторические социальные противоречия,
которые служат источником общественно
обусловленных потребностей. Но если общество
препятствует их удовлетворению, формируются
иррациональные способы решения проблем
человеческого существования в форме
мазохизма, садизма, деструктивизма или
конформизма, реализация которых приводит
к образованию различных типов характера
и возникновению неврозов.
Теория личности К.Хорни развивалась
в дискуссии со многими положениями З.Фрейда.
Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная
роль детства в формировании характера
и неврозов, достигнуто понимание роли
культурной среды в возникновении неврозов.
В теории Хорни основой выступает чувство
«базальной тревожности», обусловленное
противостоянием индивида природным и
социальным силам. Общество, с одной стороны,
способствует формированию у индивида
определенной структуры потребностей,
а, с другой, выступает преградой для их
реализации. Это приводит к возникновению
чувства тревоги и поведения, ориентированного
на достижение безопасности, а в конечном
счете и к формированию определенного
типа личности (агрессивного, уступчивого
и отчужденного от общества).
Наоборот, модель личности, разработанная
в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом
поведении, на действиях и взаимодействиях
с другими людьми в актуальной ситуации
(ситуационизм, интеракционизм). В современном
бихевиоризме личность понимается как
система генеризованных форм поведения,
которые образуются на основе ситуационно-специфического
поведения (теория социального научения
Роттера).
В поведенческой теории личности, разработанной
Дж.Роттером в качестве исходных выступают
идеи А.Адлера о важности социальных факторов
и Э.Толмена об ожиданиях. Исходно принималась
следующая аксиоматика:
1. Исследуется индивид, взятый в значимом
для него окружении.