Психология межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
Задачи исследования:
1) Провести анализ проблемы социально – психологического климата в трудовом коллективе, посредством изучения литературы.
2) Выявить степень удовлетворенности трудом в коллективе.
3) Исследовать особенности психологического климата в трудовом коллективе.
4) Изучить характер взаимосвязи между межличностными отношениями и удовлетворенностью трудом.
5) Выявить факторы и условия формирования благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Беккер.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Вычисления коэффициент ранговой корреляции Спирмена производили в следующем порядке:

1) Сопоставили каждому из признаков  их порядковый номер (ранг) по  возрастанию (или убыванию).

2) Определили разность рангов каждой пары сопоставляемых значений.

3) Возвели в квадрат каждую  разность и суммировали полученные  результаты.

4) Далее вычислил коэффициент  корреляции рангов по формуле:

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

                                                     

где n - количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);

D - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;

Ʃ (D2) - сумма квадратов разностей рангов.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 – показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более – показателями высокой тесноты связи.

После сбора заполненных тестовых бланков ответов выполнили их обработку и произвели анализ.

 

 

3.3 Анализ и интерпретация  результатов исследования

 

Обработка результатов исследования проводилась последовательно, по каждому тесту отдельно. Вначале были обработаны тестовые бланки

1 методики – диагностики  социально-психологического климата  группы. Результаты ответов были систематизированы и, согласно вопросам 17 – 23, определили социально-демографическую характеристику обследованной группы, закрепив за каждым исследуемым определенный порядковый номер для удобства обработки данных, после чего занесли полученные данные в сводную таблицу 2:

Таблица 2 - Социально-демографическая характеристика исследуемой группы

 

№п/п

пол

Возраст

Образование

Стаж в кол-ве

должность

Сем. полож

1

жен

38

Высшее

14

Учитель

замужем

2

жен

32

Высшее

8

Учитель

замужем

3

жен

46

Высшее

19

Учитель

не замужем

4

жен

57

Высшее

40

Учитель

разведена

5

жен

40

н\высшее

17

Учитель

вдова

6

жен

39

н\высшее

15

Учитель

разведена

7

жен

41

среднее

16

Учитель

замужем

8

жен

60

Высшее

35

Учитель

не замужем

9

жен

50

Высшее

30

Учитель

разведена

10

жен

49

Среднее сп

15

Учитель

замужем

11

жен

43

Среднее сп

12

Учитель

не замужем

12

жен

35

среднее

6

Учитель

разведена

13

жен

41

среднее

13

Учитель

не замужем

14

жен

30

Среднее сп

10

Учитель

разведена

15

жен

47

среднее

16

Учитель

замужем

16

жен

42

Высшее

17

Учитель

не замужем

17

жен

48

Среднее сп

25

учитель

разведена

18

жен

25

Среднее сп

5

Учитель

не замужем

19

жен

42

Высшее

20

Учитель

разведена

20

жен

49

н\высшее

18

Учитель

замужем

21

жен

49

н\высшее

15

Учитель

замужем

22

жен

34

Высшее

5

Учитель

не замужем

23

жен

44

Высшее

22

Учитель

разведена

24

жен

35

Высшее

5

Учитель

не замужем

25

жен

43

средее

12

Учитель

разведена

26

жен

35

Высшее

8

Учитель

замужем

27

жен

41

среднее

17

Учитель

замужем

28

жен

45

Среднее сп

20

Учитель

не замужем

29

жен

32

Среднее сп

12

Учитель

разведена

30

жен

45

среднее

12

Учитель

не замужем

31

жен

30

Среднее сп

7

Учитель

разведена

32

жен

26

Среднее сп

5

Учитель

замужем


 
Анализ полученных демографических данных позволяет сделать вывод, что из общего числа исследуемого коллектива

100% женщины

Возраст работников от 25 до 60 лет, из них 6% до 30 лет

40% – имеют высшее образование, столько же – среднее специальное  или незаконченное высшее и 20% – среднее образование.

12,5% работают в данном коллективе от 1 до 5 лет, остальные свыше 5 лет

31% – семейные люди.

Далее произведена обработка вопросов 6–13, (табл. 2).

Таблица 3 - Диагностика социально психологического климата группы

№ПП

эмоциональный

когнитивный

поведенческий

 

6 вопрос

8 вопрос

12 вопрос

9 вопрос

9 вопрос

11 вопрос

7 вопрос

10 вопрос

13 вопрос

1

+

+

+

+

+

0

+

+

-

2

+

+

0

+

+

+

+

+

-

3

+

+

+

-

-

+

+

+

+

4

+

+

-

-

-

0

-

-

+

5

+

+

-

+

+

+

+

+

0

6

+

+

+

-

-

+

+

+

-

7

+

+

0

-

-

+

+

+

0

8

+

+

+

+

+

0

+

+

-

9

+

+

-

+

+

-

+

+

+

10

+

+

+

+

+

0

-

-

+

11

+

+

-

+

+

-

+

+

0

12

+

+

0

+

+

0

-

-

0

13

+

+

0

-

-

0

+

+

0

14

+

+

-

+

+

0

+

+

-

15

+

+

+

+

+

0

+

+

-

16

+

+

-

+

+

-

+

+

+

17

+

+

+

+

+

0

-

-

+

18

+

+

-

+

+

-

+

+

0

19

+

+

0

+

+

0

-

-

0

20

+

+

+

+

+

0

+

+

-

21

+

+

0

+

+

+

+

+

-

22

+

+

+

-

-

+

+

+

+

23

+

+

-

-

-

0

-

-

+

24

+

+

-

+

+

+

+

+

0

25

+

+

+

-

-

+

+

+

-

26

+

+

0

-

-

+

+

+

0

27

+

+

+

+

+

0

+

+

-

28

+

+

-

+

+

-

+

+

+

29

+

+

+

+

+

0

+

+

+

30

+

+

0

+

+

0

+

+

0

31

+

+

+

+

+

0

+

+

-

32

+

+

0

+

+

0

-

-

0

 

+1 положител.

+0,43 – положител.

+0,56 – положител.


 

На выявление межличностных отношений, для чего занесены полученные данные с протоколов в сводную таблицу 2, где согласно условиям методики, полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1

от –1 до -0,33 – отрицательные оценки;

от –0.33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и

от +0,33 до +1 – положительные оценки. Где, согласно условиям методики

положительная оценка получается при сочетаниях: +++ ++0 ++-

отрицательная оценка – при сочетаниях: – –+ – – 0

оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 00 – 00+ 000

После чего, были вычислены средние показатели, согласно условиям методики по формуле

Э = ((+) – (–)) / п,

где (+) – количество положительных ответов,

                   (–) – количество отрицательных ответов,

                   п – количество участников опроса.

В нашем случае эмоциональный компонент состоял только из положительных сочетаний, а именно +++ ++0 ++- . а значит

Э = (32 – 0): 32 = 1

 

Результаты когнитивного компонента составили 9 положительных и пять отрицательных ответов (см. таблицу)

К = (23–9): 32 = 0,43

 

Результаты поведенческого компонента соответствовали 11 положительным ответам, (состоящие из 2 и более плюсов), и 3 отрицательных ответов (состоящие из 2 и более минусов)

П = (25 – 7): 32 = 0,56

 

В результате чего получили:

средние

Эмоциональный =+1

Когнитивный=+0,43

Поведенческий=+0,56


 

где, согласно условиям методики средние оценки положительные,

а значит, позволяет нам охарактеризовать психологический климат данного коллектива, как положительный.

Далее был вычислен индекс групповой оценки, для этого, ответы исследуемых по вопросам 1, 14, 15 и 16 занесены в сводную таблицу 4.

 

Таблица 4 - Индекс групповой оценки

 

Участник опроса

Вопросы

 

№Пп

1 вопрос

14 вопрос

15 вопрос

16 вопрос

сумма

№1

+ 1

+1

+1

+1

4

№2

+1

+1

+1

+1

4

№3

+1

0

+1

+1

3

№4

+1

-1

-1

+1

0

№5

0

+1

0

+1

2

№6

+1

0

+1

-1

1

№7

0

-1

+1

+1

1

№8

+1

0

+1

0

2

№9

+1

+1

+1

0

3

№10

+1

0

0

+1

2

№11

+1

+1

0

+1

3

№12

0

+1

-1

+1

1

№13

0

-1

+1

+1

1

№14

+1

+1

+1

0

3

№15

+1

0

+1

+1

3

№16

+1

-1

-1

+1

0

№17

0

+1

0

+1

2

№18

+1

0

+1

-1

1

№19

0

-1

+1

+1

1

№20

+1

0

+1

0

2

№21

+1

+1

+1

0

3

№22

+1

0

0

+1

2

№23

+1

0

+1

-1

1

№24

0

-1

+1

+1

1

№25

+1

0

+1

0

2

№26

+1

+1

+1

0

3

№27

+1

0

0

+1

2

№28

+1

+1

0

+1

3

№29

0

+1

-1

+1

1

№30

0

-1

+1

+1

1

№31

+1

+1

+1

0

3

№32

+1

0

+1

+1

3

итого

       

64


 

Для вычисления индекса групповой сплоченности выводится соотношение

64: (32 х 4) = 30: 56 =0.5,

 

тогда индекс групповой сплоченности равен 0, 5, где

64 – общая сумма набранных  баллов по вопросам 1, 14, 15 и 16

32 – количество человек

4 – кол-во вопросов на групповую  сплоченность

 

Это говорит о том, что коллектив довольно-таки сплочен, но в определенных направлениях, таких как работа, в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, желание работать дальше.

Результаты ответов на вопросы 2 и 5 показали, что 64% исследуемых работников имеют положительное отношение к работе, 36% – неопределенное отношение.

С отрицательным значением исследуемых не оказалось, что говорит о благоприятной обстановке в данном коллективе, где правильная организация труда и каждый четко выполняет свои обязанности.

Ответы на 4 вопрос показали, что 86% исследуемых назвали официального руководителя – лидером, что является очень хорошим показателем СПК. А ответы на вопрос 3 позволили выявить деловые и личностные качества руководителя, индекс которых рассчитывался согласно условиям методики:

(10 качеств х на 5 баллов =50 баллов х на 32 человек, таким образом получен возможный наилучший показатель =1600) Полученная общая сумма набранных баллов коллективом соответствует 1248 баллам, в результате чего получено соотношение 1248: 1600 = 0,78, что и является коэффициентом деловых и личностных качеств руководителя.

Таким образом, методика СПК группы показала, что социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный, хотя коллектив и имеет средний социально-демографический статус (невысокое образование и рабочие должности), характеризуется положительными взаимоотношениями, что подтверждает вычисленный индекс групповой сплоченности (0,5) и отношения в данном коллективе к руководителю, который занимает лидерские позиции (коэффициент лидерских и деловых качеств – 0,78), что и является показателем деловой благоприятной атмосферы.

Далее выполнили обработку бланков 2 методики – социометрии, которая помогла выявить уровень сплоченности коллектива, межличностные отношения, а также неформальных лидеров в данном коллективе.

Обработка результатов социометрического опроса осуществлялась следующим образом:

1. полученные результаты с бланков  выборов занесены в заранее заготовленную социометрическую матрицу, где по вертикали располагается список – «кто выбирал», а вверху – по горизонтали – «кого выбирали»

2.   далее осуществлялся подсчет положительных и отрицательных выборов, полученных каждым сотрудником найдены взаимные выборы.

Согласно условиям методики, исследуемым присвоим статусные категории:

1 статус – «лидеры»: 4 и более  выборов, оказалось у

№1 – (+8 выборов), в нашем случае им является администрация школы,

№10, 13, и 21 (+4 выбора)

2 статус – «предпочитаемые», 0–3 положительных выбора (в порядке  уменьшения), оказались у

№3, 7, 18, 5, 26, 2, 4, 6, 9, 14, 27, 30, 31, 32

3 статус – «пренебрегаемые»  – имеющие (-1) – (-3) выбора, таковыми  оказались (в порядке повышения  пренебрежения) в нашем случае  респонденты под №12, 25, 28, 8, 22, 23, с 4 статусом – «отверженных», имеющих  свыше 4 отрицательных выборов в исследуемом коллективе не оказалось.

Таким образом, в данном коллективе 4 лидера (12,5%), один из которых непосредственно администратор кафе, 14 из 32, что составляет 44% – имеют статус «предпочитаемых» и только 20% – «пренебрегаемых», а «отверженных нет совсем, что соответствует высокому (УБВ) уровню благополучия межличностных отношений

Это дает нам право утверждать, исследуемая группа является благополучной, так как в ней нет изолированных, которых бы вообще никто не выбрал и отверженных, зато 34% исследуемых имеют взаимные выборы, что соответствует сплоченности и благоприятным межличностным отношениям.

 

Таким образом, метод социометрии показал, что данный коллектив имеет высокий уровень сплоченности, так как в нем отсутствуют «отверженные и изолированные», половина коллектива имеет статус «предпочитаемых», руководитель занимает лидирующее положение в коллективе, что соответствует занимаемой им правильной позиции в отношениях с подчиненными и правильно организованной трудовой деятельности. Все это является показателем благоприятных межличностных отношений и подтверждает результаты предыдущей методики о благоприятном социально-психологическом климате в данном коллективе.

Выявив, что в данном коллективе благоприятная психологическая обстановка, воспользовались следующей методикой с тем, чтобы выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на межличностные отношения. Для этого выполнили обработку бланков ответов методики межличностных отношений Лири.

Большинство исследуемых в данном коллективе имеют такие качества, как: авторитарность, эгоистичность, агрессивность и подозрительность в норме (в пределах 8–10 баллов).

Но у некоторых исследуемых, эти показатели по одной или двум шкалам значительно завышены, что соответствуют таким личностным особенностям, как: требовательность, прямолинейность, откровенность, строгость и резкость в оценке других, непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность, что свойственно юношескому максимализму.

Информация о работе Психология межличностных отношений