Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.
Эта тема актуальна, поскольку в настоящее время перед властью стоит задача бороться за здоровье нации, и бороться надо с умом. Психология спорта это неотъемлемая его часть, ведь большую роль в спорте играют такие понятия, как мотивация, настрой, возбуждения, перенапряжение. Кроме того, так как я сама занимаюсь спортом, а именно командным, эта тема близка мне как никому другому. При выполнении данной работы я пользовалась литературой различных авторов. Бедарев выделял основные подходы к изучению личности в спорте, Краснов писал об особенностях лидера в командных видах спорта, Марков отмечал, какими навыками нужно обладать и какими принципами необходимо руководствоваться, чтобы хорошо взаимодействовать с партнерами по команде, Стаценко писал, каким образом необходимо готовиться к ответственным выступлениям, как закалить свой моральный дух перед игрой или боем.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИЧНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. МОТИВАЦИЯ 6
3. ЛИДЕРСТВО И ОБЩЕНИЕ 10
4. ВОЗБУЖДЕНИЕ, СТРЕСС, ТРЕВОЖНОСТЬ 12
5. ПЕРЕГОРАНИЕ, ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ, ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология. Реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирская  Академия Государственной  Службы»

Факультет экономики

кафедра психологии 

Контрольная работа

по  дисциплине психология и педагогика

по  теме: «Психология спорта»

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                Выполнила 
                Д. В. Королёва  
                студентка группы 09124, НиН 
                Проверила  
                И. М. Войтик 
                канд.психол.наук, доцент

 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2009

    содержание

 

    Введение

     Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.

     Эта тема актуальна, поскольку в настоящее время перед властью стоит задача бороться за здоровье нации, и бороться надо с умом. Психология спорта это неотъемлемая его часть, ведь большую роль в спорте играют такие понятия, как мотивация, настрой, возбуждения, перенапряжение. Кроме того, так как я сама занимаюсь спортом, а именно командным, эта тема близка мне как никому другому. При выполнении данной работы я пользовалась литературой различных авторов. Бедарев выделял основные подходы к изучению личности в спорте, Краснов писал об особенностях лидера в командных видах спорта, Марков отмечал, какими навыками нужно обладать и какими принципами необходимо руководствоваться, чтобы хорошо взаимодействовать с партнерами по команде, Стаценко писал, каким образом необходимо готовиться к ответственным выступлениям, как закалить свой моральный дух перед игрой или боем.

     Целью моей работы было выделить основные психологические  принципы, необходимые при занятиях спортом, обозначить подходы к изучению психологии как спортивной составляющей и привести основные понятия, использующиеся в спортивной психологии, такие как мотивация, командный лидер, перегорание и другие.

     Спортивные  психологи занимаются изучением  поведения людей, проведением исследований, консультированием, обучением, разрабатывают принципы и рекомендации, которые способствуют развитию спортивной деятельности. Это и является предметом изучения спорта с точки зрения психологии.

     Психологи клиницисты в области спорта занимаются профилактикой и коррекцией эмоциональных  расстройств, расстройств питания и злоупотребления лекарственных препаратов.

    Педагоги  в спортивной психологии занимаются развитием коммуникабельности, уверенности  и т.д.

    Большинство исследователей задаются целями:

  • Изучение воздействия психологического фактора на физическую активность
  • Изучение влияния занятий спортом на физическое и психическое развитие

    Подходы к изучению явлений:

  • Бихевиористический – основным психофактором, влияющим на результат спортивной деятельности, является  поощрение и наказание.
  • Психофизиологические –  основной фактор - это работа головного мозга, который влияет на двигательную активность.
  • Когнитивно-бихевиористические – развитие интеллекта связано с развитием спортивной деятельности.

    Используется  в основном третий подход.

    Психология спорта возникла в 1900г. 27 тыс. чел. работает в этой области в 61 стране мира. Большинство специалистов работают в США и Европе, возросло количество специалистов и в Латинской Америке, Азии. В Германии и России стала развиваться с 1925г.

    Осознание взаимосвязи между спортом и обществом, равно как между спортом и политикой, это способствовало росту интереса к проблемам социализации в области игры и спорта1.

  1. Личность  в спортивной деятельности

     Выделяют 3 подхода к изучению личности:

  1. Первый подход основан на предположении, что основные структурные единицы личности – это ее особенности, которые являются относительно стабильными и постоянным. Знание характерных особенностей личности не всегда позволяет прогнозировать ее поведение в определенной ситуации.
  2. Ситуационный подход – противоположен первому подходу. Воздействие окружающей среды и подкрепление для усиления обуславливают модель поведения.
  3. Взаимосвязанный подход – согласно этому, ситуация и человек это две переменные, которые совместно обуславливают поведение человека. Чтобы понять поведение человека нужно понять его характерные особенности и конкретную ситуацию.

     Оценка  личности

    Тест  САН (самочувствие, активность, настроение), шкала тревожности Спилберга, исследование темперамента Айзенка, шкалы самооценки, уверенности и др.

    Специальные тесты выглядят как опросники  и шкалы. Проективные методики не используются. Используются тесты на познавательные способности.

     Физические  нагрузки и личность

    Развитие  личности и физические нагрузки взаимосвязаны. Есть взаимосвязь и между типами поведенческих реакций А и В и физической нагрузкой.

    Тип А – «здесь и теперь» – характеризуется  очень сильным чувством срочности, избытком соревновательного побуждения, легко возникающим враждебным отношением. Люди импульсивные, агрессивные. У них часто встречаются сердечнососудистые заболевания.

    Тип В – «там и тогда».

    Проводились 12-недельные дыхательные тренировки, у людей снизилась реакция  на враждебность, агрессивность, т.о. снимался психический стресс, личность стабилизировалась  и принимала некоторые характеристики противоположного типа. Это говорит о том, что изменение структуры поведения типа А  с помощью нагрузок может положительно влиять на состояние здоровья2.

  1. Мотивация

    Мотивацию можно определить как направление и интенсивность усилия человека. Направление усилия означает, что человек ищет определенные ситуации или стремиться к ним, или, что определенные ситуации привлекают его.

    Интенсивность усилия – характеризует степень  усилий приложенных человеком в  определенной ситуации.

    Проблема: недостаточно четкое определение мотивации: нечеткое определение понятия мотивация; исследователь не всегда знает, как взаимодействуют спортсмены, из-за этого между ними нет взаимопонимания3.

     Различное понимание мотивации

    Существуют  разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.

    Выделяют  столько видов мотивации, что  понятие самомотивация становиться  более ясным.

  • Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным образом самой личностью, ее особенностями.
  • Ориентация, обусловленная ситуацией.
  • Комбинированная мотивация. Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели, или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенности личности.

    5 рекомендаций по созданию мотивации:

  1. Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.
  2. Следует учитывать существующие множество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущение возбуждения.
  3. Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
  4. Влияние руководителя на мотивацию.
  5. Изменение нежелательных мотивов посредством поведения.

     Мотивация достижения

    Это ориентация человека на стремление к  успешному выполнению задачи, настойчивость  перед лицом неудач и испытание  чувства гордости при выполнении.

    В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью.

    Мартенс определил соревновательность как  поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка является ключевым компонентом.

     Соперничество и сотрудничество

    Соперничество представляет собой процесс, охватывающий ряд явлений и этапов.

    Этапы:

  • Объективная соревновательная ситуация включает в себя стандарт для сравнения по меньшей мере еще одного человека. Результат спортсмена сравнивают со стандартом в присутствии хотя бы еще одного человека, которому известен критерий сравнения.
  • Субъективная соревновательная ситуация. Независимо от того находятся ли люди в объективной соревновательной ситуации, поскольку ищут ее или потому, что вынудили к этому обстоятельству, они должны каким-то образом ее оценить. При этом большую роль играют личностные атрибуции человека.

     Виды  соревновательных ситуаций

  1. Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях.
  2. Ориентация на победу представляет собой межличностное сравнение и стремление к победе в соревновании. Цель – превзойти соперников.
  3. Реакция – решает, участвовать в соревновании или нет.
  4. Если спортсмен принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов: внешние (погода, время, способности противника) и мотивация (уверенность в себе, уровень способности).

    На  этом этапе сравниваются общепринятые стандарты и результаты спортсмена.

     Обратная  связь, подкрепление, внутренняя мотивация

    Обратная  связь необходима для того, чтобы  спортсмен мог знать уровень  своих достижений. Подкрепление необходимо для того, чтобы спортсмен знал, насколько хорошо он выполняет действия.

    Принципы  подкрепления:

  1. Если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительного результата.
  2. Если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям, люди стараются не повторять данное поведение, чтобы избежать отрицательных последствий.

    Недостатки наказания:

  • Нужен индивидуальный подход
  • Может закрепиться отрицательное поведение.

    Виды  подкреплений:

  • Социальные
  • Материальные
  • Любимый вид деятельности (вместо тренировки организовать соревновательную игру или отдых)
  • Специальные (посещение какой-либо игры, приглашение знаменитого спортсмена, вечеринка)

    На  начальных этапах тренировок лучше  подкреплять спортсмена чаще.

    Выбор поведения для поощрения:

  • Поощрение постепенного процесса
  • Поощрение правильного выполнения (не только результата)
  • Поощрение усилий
  • Поощрение ведения честной игры4
  1. Лидерство и общение

    Есть  формальные и неформальные лидеры.

    Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.

    Четыре компонента эффективного лидерства:

  1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный)
  2. Ситуационные факторы – тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду. Ряд ситуационных факторов начинает влиять при планировании эффективного лидерства в спорте, в том числе: командный или индивидуальный вид спорта, интерактивный или коативный вид спорта, количество человек в команде; время, имеющееся в распоряжении; количество помощников, традиции.
  3. Характеристики занимающихся – при определении лидерств следует отметить и характеристики занимающихся: пол, уверенность в себе, уровень способностей, личность, национальность, возраст, опыт.
  4. Процесс общения – доверительное, уважительное, нужно соблюдать дистанцию.

Информация о работе Психология спорта