Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка
Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда
1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.
примеров можно привести множество.
Бытовую среду разделяют на физическую и социальную. К физической среде
относят санитарно-гигиенические условия — показатели микроклимата,
освещенность, химический состав воздушной среды, уровень шума. Социальная
среда включает семью, товарищей и друзей.
Наши жилища предназначены для создания искусственным путем микроклимата, т.е.
определенных климатических условий, более благоприятных, чем существующий в
данной местности естественный климат. Микроклимат жилищ оказывает большое
влияние на организм человека, определяет его самочувствие, настроение,
отражается на здоровье. Основные его компоненты: температура, влажность и
подвижность воздуха. Причем каждый из Компонентов микроклимата не должен
выходить за рамки физиологически допустимых границ, давать резких колебаний,
которые нарушают нормальное тепло ощущение человека и неблагоприятно влияют
на здоровье.
При значительном
повышении влажности жилых
здоровья, обостряются
некоторые хронические
влажности являются неисправности систем тепло- и водоснабжения, а также
нерегулярное проветривание комнат, длительное кипячение белья и т. д.
В домах с центральным отоплением относительная влажность воздуха в
отопительный период резко снижается. Дышать таким воздухом не очень-то
полезно для здоровья: появляется ощущение сухости, першения в горле. Из-за
сухости слизистой оболочки носа могут возникать носовые кровотечения.
Большую роль в сохранении здоровья и работоспособности человека играет свет.
При хорошем
освещении устраняется
предметов бытовой среды и сохраняется хорошее самочувствие человека.
Недостаточное
освещение ведет к перенапряжен
организма. В результате снижается внимание, ухудшается координация движений,
что приводит к снижению качества труда и увеличению числа несчастных случаев.
Кроме того, работа при низкой освещенности способствует развитию близорукости
и других заболеваний, а также расстройству нервной системы.
Важное гигиеническое значение имеет рациональный выбор источника света. Для
большинства видов домашних работ наиболее оптимальным является естественный
дневной свет, поэтому при любой возможности его надо максимально
использовать.
Для поддержания хорошей
постоянно следить за чистотой оконных стекол. При недостаточной освещенности
естественным светом целесообразно пользоваться смешанным освещением —
естественное плюс искусственное.
Для искусственного освещения используются лампы двух типов: накаливания и
люминесцентные («дневного света»). Для зрительной работы в домашних условиях
больше подходят
светильники с лампами
потока ламп дневного света воздействуют на глаза, вызывают мигрень, а в
некоторых случаях — начинается повышенное сердцебиение.
Наилучшая освещенность достигается при одновременном использовании как общего
освещения комнаты, так и местного освещения рабочего места при помощи
настольной лампы, бра или специального светильника, спущенного с потолка.
В жилых помещениях формируется особая воздушная среда, которая находится в
зависимости от состояния атмосферного воздуха и мощности внутренних
источников загрязнения.
По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским
воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4—6 раз грязнее наружного и в
8—10 раз токсичнее.
Что отравляет воздух в наших квартирах? Конечно, свинцовые белила, линолеум,
пластики, ковры из синтетических волокон, поролоновая обивка кресел, диванов,
стиральные порошки. Однако львиную долю (70—80%) вредных веществ в воздух
квартир привносит современная мебель.
В древесностружечных плитах (основы мебели) содержится много синтетического
клеящего вещества. Кроме того, полмеры, краски, лаки этой мебели в силу
деструкции (старение) тоже отравляют воздух токсичными химическими
соединениями. Кстати, особенно ядовит воздух в закрытых платяных шкафах,
ящиках столов, кухонных шкафчиках. Загрязнение комнатного воздуха сказывается
на здоровье не сразу. Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть
голова, от бессонницы появляются раздражительность, утомляемость.
Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной
(общественной)
жизни. Это, в первую очередь,
семья, одноклассники,
по двору и так далее. В процессе всей жизни человек испытывает воздействие
социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут
быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить
вред — вплоть до смертельного исхода.
В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается
определенный эмоциональный настрой (психологический климат), который влияет
на активность личности, на уровень ее безопасности. Благоприятный
психологический климат способствует предупреждению физического и
психологического травматизма. И наоборот, конфликтные ситуации приводят к
агрессивным актам,
возникновению травм и
жизни, радости, уверенности в себе, счастья вызывает доброе отношение к нам
окружающих
Производственная среда — часть окружающей человека среды, образованная
природно-климатическими и профессиональными факторами. Бездействующими на
него в процессе трудовой деятельности. Такой средой является, например, цех
для рабочего, поле — для сельского труженика, класс или аудитория — для
учащегося.
Безопасность человека в процессе труда зависит прежде всего от применяемых
машин, оборудования, приспособлений, инструментов и технологических методов,
т. е. технических факторов. Воздействие техники на безопасность трудовой
деятельности является многосторонним и в известной степени противоречивым.
Научно-технический прогресс, совершенствование производственных процессов и
оборудования объективно содействуют улучшению условий труда, повышению его
безопасности, но в ряде случаев могут вызвать и неблагоприятные изменения.
Именно техника является главным источником опасных и вредных производственных
факторов, воздействие которых на работающих может в определенных условиях
приводить к травмам или заболеваниям.
Технологические процессы, оборудование во многом определяют также санитарно-
гигиенические характеристики окружающей человека производственной среды
(чистота воздуха, условия освещения, уровень шума, вибрации и др.).
Неблагоприятное состояние санитарно-гигиенических факторов не только
увеличивает тяжесть труда, отрицательно влияет на здоровье работающих, но и
способствует возникновению травматизма.
На содержание и характер труда, на каждую конкретную личность существенное
влияние оказывают социальные процессы, происходящие в трудовом коллективе.
Складывающиеся в нем отношения, нравственный климат воздействуют на
психическое состояние работающих, во многом формируют их отношение к
соблюдению требований безопасности труда. Несомненно, что безопасность работы
зависит и от самого человека — его профессиональной подготовленности,
индивидуальных особенностей организма, личностных качеств.
Производственные травмы нередко возникают вследствие неправильных, ошибочных
действий работающих. Причины и обстоятельства, которые вызывают ошибочные
действия работающего, могут иметь двоякий характер. Первая группа причин
вызвана недостатками
в состоянии техники и
производства. Вторая группа связана непосредственно с психофизиологическими
элементами условий труда (тяжестью, напряженностью) и субъективными
факторами. Совершение неправильных действий (нарушение правил, инструкций по
безопасности труда, технологии выполнения работ) может быть связано с
личностными качествами (взгляды, привычки, ответственность,
заинтересованность). Они в значительной мере определяют поведение человека в
сфере производства и в некоторых случаях толкают на нарушение хорошо
известных ему правил безопасного выполнения работ. Безопасность труда зависит
не только от состояния каждого элемента системы «человек — техника — среда»,
но и от характера их взаимосвязей. Задача наиболее целесообразного соединения
техники и людей в производственном процессе решается на основе научной
организации труда.
Организационные факторы
как на улучшение субъективной безопасности (обучение и профессиональный отбор
работающих, обеспечение средствами защиты и т. д.), так и на повышение
безопасности производственных процессов, оборудования, т.е. объективной
безопасности труда.
31.Операционная сфера профессионального труда.
Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.
К психологическим средствам
– операции и действия, осуществляемые человеком в процессе
труда, и более крупные их объединения – способы, приемы в труде, а
также умения и навыки;
– «техники» – совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения;
– технологии – четкое планирование специалистом психологи-
ческой стороны
Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества – это качества
человека, влияющие на эффективность его труда. Они являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так
как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К профессионально важным качествам относятся:
психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другим
людям. Мотивы, цели, интересы и т.п.
Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности – это психологические
свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью.
Они определяются предметом труда в профессии. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.
Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:
как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;
абстрактным или конкретным коллегой;
положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.
Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации.
Следующим компонентом операциональной сферы является профессиональный тип мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.
Профессиональное мышление включает в себя: