Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

Анализ, полученный в целом по классу показывает, что в настоящее время у учащихся 4 «В» класса высокий уровень тревожности превышает по показателям низкий и средний.

Сводные данные после проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «А» класса (таблица 3, приложение 2) графически представлены на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «А» класса (Методика  диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)

Ситуативная тревожность. Высокий уровень тревожности выявлен у 7 человек (47%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».

Средний уровень тревожности преобладает у 5 человек (33%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня волнуют возможные неудачи»,  «Я озадачен».

Низкий уровень тревожности  проявляется у 3 человек (20%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».

Личностная тревожность.

Высокий уровень тревожности выявлен у 8 человек (53%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроиться».

Средний уровень тревожности преобладает у 6 человек (40%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я бываю раздражительным», «У меня бывает хандра».

Низкий уровень тревожности  проявляется у 1 человека (7%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я уравновешенный человек», «Я спокоен, хладнокровен и собран». Анализ по классу в целом показывает, что высокий уровень тревожности выше среднего и низкого.

Сводные данные после  проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «В» класса (таблица 4, приложение 2) графически представлены на рисунке 4:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «В» класса (Методика  диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)

Ситуативная тревожность.

Высокий уровень тревожности выявлен у 5 человек (22%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».

Средний уровень тревожности проявляется у 11 человек (48%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня волнуют возможные неудачи»,  «Я озадачен».

Низкий уровень тревожности преобладает у 7 человек (30%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».

Личностная тревожность.

Высокий уровень тревожности выявлен у 3 человек (13%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроится».

Средний уровень тревожности преобладает у 15 человек (65%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я бываю раздражительным», «У меня бывает хандра».

Низкий уровень тревожности проявляется у 5 человек (22%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я уравновешенный человек», «Я спокоен, хладнокровен и собран».

Анализ по классу в целом показывает, что средний уровень тревожности по проценту учащихся выше низкого и высокого

Сводные данные после проведения проективной методике «Несуществующее животное». По методике «Несуществующее животное» в 4 «А» классе был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 5.

Рис. 5. Значение уровня тревожности 4 «А» класса (По методике «Несуществующее животное)

Элементы рисунка, по которым выявляется повышенная тревожность:

1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (20%);

2.страх или тревога  - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 2 человек (13%);

3.жирные с нажимом  линии (свидетельство тревожности) - было выявлено у 1 человека (7%);

Анализ показал, что повышенная тревожность по классу выявлена у

6 человек. Что в процентном соотношении составляет 40 %.

По методике «Несуществующее животное» по 4 «В» классу был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 6.

Рис. 6. Значение уровня тревожности 4 «В» класса (По методике «Несуществующее животное)

Элементы рисунка, по которым выявляется   повышенная тревожность:

1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (13%);

2. страх или тревога - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 5 человек (22%);

3. жирные с нажимом линии это свидетельство о тревожности. Это было выявлено у 5 человек (22%);

Анализ   показал,   что   повышенная тревожность  по классу  выявлена   у 13 человек. Что в процентном соотношении составляет 57%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

На основании данных главы после проведения диагностики тестом школьной тревожности Филипса, методикой тревожности Ч.Д. Спилбергера и методикой «Несуществующее животное», можно сделать следующие выводы:

- из всего количества учащихся 4 «А» и 4 «В» классов было выявлено 20 человек с повышенным уровнем тревожности, 14 человек со средним уровнем тревожности и 4 человека с низким уровнем тревожности.

- анализируя результаты исследования проведенного в выборке испытуемых, мы отобрали группу учащихся в количестве 20 человек с высоким уровнем тревожности для проведения психолого-педагогической коррекции в условиях психологической службы школы.

Данные учащиеся и их родители высказали согласие на совместную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников

3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности

В процессе формирующего этапа эксперимента нами была проведена психокоррекционная работа. В выборку формирующего этапа эксперимента вошли 20 учащихся 4 «А» и 4 «В» класса, у которых в ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен высокий уровень тревожности.

С целью понижения уровня тревожности этих испытуемых была сформирована экспериментальная группа для апробации результативности Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.

Дерево целей,  как метод планирования,  основывается на теории графов и представляет собой как траекторные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [24, с. 73].

В целях системного целеполагания  внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности нами было выстроено «Дерево целей» по проводимому исследованию.

Тема работы – «Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников».

Генеральная цель – осуществить внедрение Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.

1. Осуществить прогнозирование  внедрения программы.

1.1. Изучить нормативные  документы по рассматриваемой  проблеме

1.2. Поставить цели

1.3. Осмыслить этапы

1.4. Разработать программно-целевой  комплекс внедрения программы

2. Изучить теоретические  основы коррекции тревожности  младших школьников в психолого-педагогической науке.

2.1. Изучить феномен  тревожности как психолого-педагогическую  проблему.

2.2. Изучить возрастные  особенности младших школьников  и особенности проявления тревожности  в этом возрасте

2.3. Теоретически обосновать  Программу психолого-педагогической коррекции тревожности.

3. Исследовать проявление  тревожности у младших школьников

3.1. Осмыслить этапы,  методы и методики исследования

3.2. Охарактеризовать  выборку исследования

3.3. Проанализировать  результаты констатирующего этапа  исследования

3.4.Дать обоснование выбору экспериментальной группы

4. Осуществить внедрение  Программы психолого-педагогической  коррекции тревожности

4.1. Разработать Программу, направленную на снижение уровня тревожности у детей 10-11 лет

4.2. Обеспечить условия  для успешного внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности

4.3. Изучить результаты  и опыт внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности

4.4. Обобщить опыт работы по теме

4.5. Осуществить наставничество  над психолого-педагогической службой школы, приступающей к внедрению Программы

4.6. Углубить традиции  работы над темой, сложившиеся  на предыдущих этапах

 

Рис. 7. Схема «Дерево целей»

Продолжительность коррекционной работы: 2 месяца (ноябрь, декабрь 2012 года).

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

4. Содействовать развитию творческих задатков.

Критерии эффективности  программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижение количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок

Каждое занятие предполагает работу по основным блокам:

1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Программа направлена также  на развитие средств самопознания тревожных  детей, на повышение представлений  о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных  силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста. 
Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Данная программа состоит из 15 занятий, включающих в себя упражнения направленные на снижение эмоционального напряжения, страхов, воспитание уверенности в себе, осознание детьми своего эмоционального состояния, самовыражение ребенка в условиях группы. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение программы  с детьми младшего школьного возраста не требовало специальных материалов: понадобились только тетради для  рисования и записей (на время  перерыва между занятиями хранились  у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек. 
Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Занятия проводились 2 раза в неделю, одно занятие включала в себя 6-8 упражнений. Продолжительность занятия 45 минут (Приложение 3).

Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение  
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного  
напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и  
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая  
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,  
переключает внимание.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников