Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3 ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8 1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24 1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Организация исследования…………………………………………………46 2.2. Методика проведения исследования………………………………………48 2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73 3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76 3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
- узнать
каждого подростка, его индивидуально-психологические
особенности и условия формирования;
- при
выборе приемов учебно-воспитательного
воздействия на подростков учитывать
их индивидуальные особенности;
- информирование
о стиле общения в педагогическом
процессе.
Форма
работы – лекции.
Третий этап.
Представляет
собой психологический тренинг. Его целью
является развитие навыков взаимодействия
с другими людьми на основе самопринятия,
самораскрытия и принятие других. В процессе
тренинга решаются следующие задачи:
- сопоставить
осознанию каждым ребенком своих
взаимодействий с другими детьми;
- развивать
ответственность детей за свои
поступки;
- предоставлять
возможности моделировать и опробовать
новые формы поведения;
- учить
давать и получать адекватную
обратную связь.
В ходе
групповой работы были использованы как
упражнения социально-психологического
тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»),
так и упражнения из психотерапевтических
групп разных направлений: «Кто я?» (психосинтез),
общение в паре, эмпатическое слушание
(группа встреч), «Перевоплощение в предмет»
(генштальт группы), ролевая игра (психодрама).
Программа
предназначена для социально-психологической
работы с детьми подросткового возраста
общеобразовательных классов.
Численный
состав группы (20 человек) связан с количеством
учащихся в экспериментальной группе.
Представленные
этапы являются психолого-педагогическими
условиями предупреждения девиантного
поведения подростков.
После
профилактической работы подростки еще
раз диагностировались по тем же методикам.
Затем полученные результаты обрабатывались,
обобщались и анализировались. Проводилась
статистическая обработка результатов.
3.2. Методика работы по предупреждению
девиантного поведения
Работа
по предупреждению девиантного поведения
должна проводиться комплексно, целостно
как самим ребенком, с его семьей, так и
с педагогами.
Рассмотрим
первый этап опытно-экспериментальной
работы. Как было уже отмечено, первый
этап информационно-просветительская
работа представляет разработку и проведение
лекций с родителями с целью предупреждения
возможных нарушений в семейном воспитании,
повышение коммуникативной компетентности
во взаимодействии с подростками. Информационно-просветительская
работа с родителями представляет собой
3 лекции, которые проводились на родительских
собраниях.
1 лекция.
Тема: Стили семейного воспитания.
В ходе
этой лекции были рассмотрены типы неправильного
семейного воспитания, которые формируют
личностные черты, предрасполагающие
к возникновению отклонений в поведении
подростков.
2 лекция.
Тема: Спорные и конфликтные ситуации
с подростками.
В данной
лекции были рассмотрены стратегии поведения
родителей в конфликтной ситуации с подростками
и способы разрешения некоторых спорных
вопросов.
3 лекция.
Тема: Коммуникативная компетентность
родителей в общении с подростками.
В лекции
были рассмотрены типичные способы коммуникации
родителей с подростками оказывающие
влияние на развитие личности подростка.
Второй
этап информационно-просветительская
работа представляет разработку и проведение
лекций с педагогами работающими с подростками.
Целью данной работы является информирование
об индивидуально-психологических особенностях
личности подростка с девиантным поведением
и повышения уровня эффективности приемов
педагогического воздействия с этими
детьми. Информационно-просветительская
работа с педагогами представляет собой
3 лекции, которые были прочитаны на педагогических
совещаниях.
1 лекция.
Тема: Стили общения в педагогическом
процессе.
В ходе
этой лекции были рассмотрены типы стилей
педагогического общения и как они влияют
на развитие личности подростка.
2 лекция.
Тема: Коммуникативная компетентность.
В данной
лекции мы рассмотрели, что такое коммуникативная
компетентность, как выстраивать контакт
с подростком, и методы разрешения педагогических
конфликтов.
3 лекция.
Тема: Выбор приема педагогического воздействия
на подростка с учетом его индивидуально-психологических
особенностей.
В ходе
лекции были рассмотрены индивидуально-психологические
особенности подростка и приемы педагогического
воздействия, которые могут корректировать
поведение учащихся.
Третий
этап представляет собой психологический
тренинг с подростками, который рассчитан
на 4 занятия по 2,5 часа, каждое. Итого –
10 часов групповой работы. Далее представлен
подробный сценарий группы с комментариями
к упражнениям, составленный перед началом
работы с группой.
Блоки
групповой работы.
Блок
первый.
Задача:
знакомство участников группы, налаживание
связей.
Знакомство.
I. Начинается
со знакомства, которое происходит
в форме игры «Снежный ком»,
каждый стоящий в кругу перед
тем, как назвать свое имя повторяет
все имена, которые были названы
перед ним. Что касается имени,
то оно может быть как настоящим,
так и вымышленным. Главное, что
это имя на все групповые
встречи.
II. «Имя
с выходом».
Каждый
участник по очереди выходит в центр круга
и громко говорит свое имя, делая при этом
какой-то жест или принимая позу, характерную
для него. «Имя с выходом» лучше, если начнет
игру сам ведущий, чтобы было понятно.
III. Игра
с мячом.
Ведущий:
Запомнили имена друг друга? Я еще не все.
Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет
нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает
мяч, называет свое имя. А затем, бросая
мяч другому человеку, называет его имя.
Если кто-то забыл имя участника группы,
то можно попросить его напомнить.
Упражнение
способствует лучшему запоминанию имен
участников группы.
IV. «Представление
в парах».
Каждый
участник группы должен выбрать себе пару
- любого человека из круга, сесть рядом
со своим партнером и договориться, кто
будет первым, а кто - вторым.
Инструкцию
к упражнению «Представление в парах»
учащиеся усваивают с трудом, поэтому
ведущий должен продемонстрировать, как
выполняется упражнение. Здесь также важно
внимательно следить за происходящим
и вовремя давать участникам обратную
связь. Упражнение часто дает богатый
материал для консультативной работы,
но нельзя переусердствовать, так как
это самое начало работы группы и подростки
еще не готовы к глубокому проникновению
в свои проблемы, а особенно к их демонстрации
окружающим.
Первая
часть игры - работа в парах. Сначала первые
рассказывают вторым немного о себе (что
захочется; можно про любимые занятия,
свою семью, друзей, свой характер, предпочтения
или что-то другое). Вторые внимательно
выслушивают своего партнера и стараются
запомнить, что он говорит. После того,
как Ведущий говорит, «Стоп», - происходит
обмен ролями.
Вторая
часть игры - представление партнера (о
том, что будет вторая часть объявляется
непосредственно по окончании первой).
Снова организуется круг. Каждый участник
должен теперь представить своего партнера,
встав за его спину и держа руки на его
плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать
от первого лица то, что услышал от своего
партнера, так, как будто ты - это он.
Упражнение
помогает участникам лучше узнать друг
друга.
Установка
на работу: задачи и правила.
Ведущий
рассказывает о задачах и правилах работы
группы, организуя диалог, чтобы убедиться
в том, что его правильно понимают.
Ведущий:
«У нас
впереди 4 занятия, участие в которых может
помочь каждому из вас:
- разобраться
в своих отношениях с окружающими
и начать строить эти отношения,
разрешая возникающие конфликты
с пользой для себя и других;
- понять,
что с вами происходит, чем
вызвано то или иное отношение
к вам окружающих и ваше
к ним;
- узнать
свои сильные и слабые стороны
и научиться использовать и
те, и другие;
- строить
самого себя и влиять на
свою жизнь.
Для
того чтобы наши занятия протекали наиболее
эффективно, чтобы каждый извлекал из
них как можно больше пользы для себя,
я введу несколько правил поведения и
работы в нашей группе:
1. Правило
активности и ответственности
каждого за результаты работы
в группе: чем активнее будет
каждый участник группы, чем больше
он внесет в работу группы,
тем больше получит пользы
вся группа и он сам.
2. Правило
постоянного участия в работе:
для каждого члена группы участие
в работе обязательно.
3. Правило
закрытости группы: то, что происходит
в группе, не обсуждается за
ее пределами.
4. Правило
откровенности и искренности: члены
группы должны попытаться быть
здесь самими собой, говорить
то, что думают и чувствуют.
5. «Я
– высказывания»: говорить только
о себе и от своего лица (Я
думаю, Я чувствую и т.п.).
6. Правило
«Стоп!»: тот член группы, который
не хочет отвечать на вопрос
или участвовать в конкретном
упражнении, может сказать «Стоп!»
и, таким образом, исключить себя
из участия; это правило желательно
использовать как можно реже,
т.к. оно ограничивает и самого
участника, и всю группу в развитии.
Обсуждение
и принятие правил поведения имеет очень
большое значение. Принятие правил группой
означает взятие на себя ответственности
за жизнь и работу группы. Это и есть, на
мой взгляд, момент рождения группы. Поэтому
ведущий не должен: спешить, быть формальным,
пропускать мимо ушей недовольство или
несогласие. Принятию правил может быть
посвящено более половины времени первого
занятия, так как это крайне важный этап
работы. Не жалея на него времени, ведущий
увеличивает вероятность получения сплоченной,
ответственной, готовой к работе группы.
И еще несколько комментариев по процедуре
принятия правил:
¨ обсуждайте
каждое правило отдельно, непосредственно
после его прочтения. Здесь могут помочь
следующие вопросы, задаваемые ведущим
участникам группы: «Как ты понимаешь
это правило?», «Насколько готов следовать
ему?», «Есть ли опасения, какие и с чем
связаны?»;
¨ необходимо
получить согласие каждого участника
следовать этим правилам. Не бойтесь менять
правила, пусть учащиеся придумают новое
правило взамен непонравившегося, принимайте
сами активное участие в обсуждении и
принятии. Это процесс творческий, а правила
не догмы;
¨ подчеркните
в заключении, что от Вас как ведущего
зависит 10-15%, все остальное от сами участников.
Ваша роль заключается в том, что вы предлагаете
упражнения, организуете обсуждение, помогаете
осознать некоторые скрытые мотивы и проблемы;
роль подростка – это активное участие
в происходящем. Помните о том, что большинство
учащихся не привыкло и не любят брать
на себя ответственность за свои действия;
¨ после
принятия правил внимательно следите
за их выполнением, не проходите мимо эпизодов
нарушения правил, потому что учащиеся
любят проверять ведущих «на вшивость».
Напоминайте им о самом правиле, их личной
ответственности и ясно показывайте, что
вы заметили нарушение. В подавляющем
большинстве случаев вышеописанных действий
со стороны ведущего бывает достаточно,
чтобы призвать нарушителя к порядку и
не дать развалить работу.
V. «Молекулы».
Атомы
(участники группы) беспорядочно движутся.
По сигналу ведущего они объединяются
в молекулы определенной величины (2-5 атомов)
в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик.
Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают.
Ведущий должен каждый раз называть такое
количество атомов, входящих в молекулу,
чтобы один участник оставался лишним.
Это
упражнение способствует раскрепощению
участников, сближению, установлению контактов
друг с другом.
VI. «Пальцы».
Упражнение
на согласованность действий.
По команде
ведущего участники группы выбрасывают
какое-то количество пальцев: от 1 до 10.
Группа должна выбросить одинаковое количество
пальцев, не договариваясь. Игра происходит
в полном молчании и продолжается до тех
пор, пока все в группе не выбросят одинаковое
количество пальцев.
По окончании
игры следует обсуждение. В зависимости
от того, какую цель преследует ведущий,
он выбирает и вопросы для обсуждения.
Это упражнение, как и многие другие, можно
повернуть по-разному. Представляется
интересным использовать его для выявления
и дальнейшего осознания участниками
стереотипов поведения в социальной группе.
На этом материале можно увидеть, стремится
ли человек провести свою линию или идет
за большинством, готов ли он к сотрудничеству
с другими или стремится во что бы то ни
стало навязать свое и т.п. Для того чтобы
дети осознали, как они ведут себя в группе,
можно предложить им следующие вопросы:
Какую
тактику вы использовали в игре?
На кого
ориентировались при решении вопроса
о том, сколько пальцев выбросить в следующий
раз?
Кто
упорствовал? и т.д.
Вопросы
меняются в зависимости от выявленной
картины.
VII. «Мой
сосед».
Ведущий
просит детей как следует посмотреть друг
на друга, обратить внимание на волосы,
глаза, прическу, одежду каждого из участников.
Затем он просит одного из детей закрыть
глаза и задает вопросы о ком-то из группы.
У кого
в группе светлые волосы?
Какие
глаза у А?
Кто
одет в зеленую кофту?
Какая
прическа у О?
Какого
цвета волосы у твоего соседа справа?
Эта
игра обычно проходит очень живо и способствует
развитию наблюдательности, интереса
друг к другу.
VIII.
«Ассоциации».
Один
является водящим. Он выходит из комнаты,
а в это время остатние загадывают кого-то
из участников группы (можно и ведущего).
Задача водящего отгадать, кто был выбран,
задавая вопросы ассоциативного характера
о нем:
С каким
животным ассоциируется у тебя этот человек?
На какое
растение он похож?
Какой
дом подходит этому человеку?
С каким
напитком он у тебя ассоциируется?
С каким
- блюдом? и т.п.
Вопросы
могут быть самые разнообразные и зависят
от фантазии водящего.