Психолого – педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть психологические факторы развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть понятие групповой сплочённости в малой группе;
3) выделить признаки школьного класса, как малой группы;
4) выявить особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе;
5) рассмотреть психологические факторы развития сплочённости коллектива младших школьников.
Объект исследования: групповая сплочённость в малой группе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Групповая сплочённость как динамический процесс в малой группе…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие групповой сплоченности в малой группе……………………..5
1.2. Школьный класс как малая группа………………………………………8
Глава 2. Психолого – педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста……12
2.1. Особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе……………………………………………………………………..12
2.2. Психологические факторы развития сплочённости коллектива младших школьников…………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсосвя работа 3 курс Групповая сплочённость.docx

— 69.91 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Групповая сплочённость как динамический процесс в малой группе…………………………………………………………………………..5

1.1. Понятие групповой сплоченности в малой группе……………………..5

1.2. Школьный класс как  малая группа………………………………………8

Глава 2. Психолого – педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста……12

2.1. Особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе……………………………………………………………………..12

2.2. Психологические факторы развития сплочённости коллектива младших школьников…………………………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы, несомненно, занимают особое место. Это старейшая и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, находятся в центре внимания исследователей многих стран.

Как осуществляется психологическое оформление, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми начальной школы по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Различные психологические факторы по-разному влияют на формирование, сплоченность коллектива и психологический климат в нем. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы.  

Цель работы: рассмотреть психологические факторы развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

      2) раскрыть  понятие групповой сплочённости  в малой группе;

         3) выделить признаки школьного класса, как малой группы;

       4) выявить  особенности взаимоотношений младших  школьников в классном коллективе;

       5) рассмотреть  психологические факторы развития  сплочённости коллектива младших  школьников.

Объект исследования: групповая сплочённость в малой группе.

Предмет исследования: влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического руководства, малые группы в классном коллективе, межличностные отношения, как психологические факторы развития групповой сплочённости в младшем школьном возрасте.

 

Глава 1. Групповая сплочённость как динамический процесс в малой группе

    1. Понятие групповой сплочённости в малой группе

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов [ 9, с. 208 ]. Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики.

Л. Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего – эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе [ 4, с. 207].

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений [ 4, с. 196].

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования [ 8, с. 6].

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами [ 15, с. 295].

Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности [ 4, с. 209].

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

1) уровень взаимных симпатий  в межличностных отношениях (чем  большее количество членов группы  нравятся друг другу, тем выше  ее сплоченность);

2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число  людей, удовлетворенных своим пребыванием  в группе, - тех, для кого субъективная  ценность приобретаемых благодаря  группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.

Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

- совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников  группы;

- достаточный уровень  гомогенности состава групп (особенно  по возрастному показателю - нежелательно  объединять в одной группе  лиц старше пятидесяти лет  и младше восемнадцати);

- атмосфера психологической  безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

- привлекательность ведущего  как образца, модели оптимально  функционирующего участника;

- квалифицированная работа  ведущего, использующего специальные  психотехнические приемы и упражнения  для усиления сплоченности;

наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой [ 17, с. 20].

    1. Школьный класс как малая группа

Малым группам уделяется особое внимание в социальной психологии. Андреева Г.М. объясняет это следующим образом: «Интуитивно любым исследователем, приступающим к исследованию этой проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития». Человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность [ 4, с.184].

 Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. По мнению А. Г. Андреевой «Под малой группой понимается немногочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [ 4, с.183 ]. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.

В данной курсовой работе важным является рассмотрение школьного класса как малой группы. Рассмотрим теоретическую возможность считать классный коллектив малой группой. Малой группе присущи два признака: непосредственное общение лицом к лицу и общая деятельность (общие цели). Первому условию школьный класс вполне удовлетворяет, т.к. классный коллектив представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Однако по поводу выполнения второго условия существуют вопросы.

М. Битянова указывает, что нельзя точно утверждать наличие общих целей в школьном классе. Такая цель, как получение знаний, которая в педагогической практике все время «априори» считалась общей целью классного коллектива, как считает автор, таковой считаться не может. У каждого школьника свое представление о цели пребывания в школе и способах ее достижения, ведущая деятельность каждого сугубо индивидуальна и по сути, и по форме. Следовательно, можно сделать вывод, что не каждый класс может считаться коллективом (или малой группой, на языке социальной психологии), но он имеет такую возможность - по мере своего развития сформироваться в социальную общность, объединенную общими целями и совместной деятельностью.

Если у классного коллектива изначально нет общих целей, то следует вывод, что эти цели нужно создавать искусственно, извне, под умелым руководством педагога. Искусственное создание общих целей - дело непростое, так как они должны соотноситься с индивидуальными потребностями и целями людей, входящих в сообщество, должны обладать мощным побудительным потенциалом и должны быть действительно общими, чтобы на их основе можно было объединить людей в «Мы». Для школьного класса это открывает возможность превращения в малую группу, коллектив.

Такие цели, конечно, могут возникать самопроизвольно, благодаря тому, что люди длительное время сосуществуют в одном пространстве. Часто они «обречены» сотрудничать ради выживания, создания нормальных соседских отношений. Если цели извне не приходят, сами дети в состоянии породить немногое: конкуренция с другим классом, объединение для противостояния какому-то учителю, общее увлечение компьютерами, «фишками» и т.д. Подобные цели превращают класс или его часть в психологическую общность лишь на непродолжительное время [ 6, с. 157].

Информация о работе Психолого – педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста