Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Педагогический факультет

Выпускная квалификационная работа

по специальности учитель-олигофренопедагог

Педагогическая  коррекция агрессивного поведения  подростков

с нарушением интеллекта

 

Оглавление

Введение

Глава I. Агрессивность детей  подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Проблема агрессивности  и её представление в психолого-педагогических  исследованиях. Виды агрессивности  в детском возрасте

1.2 Проявление агрессии  в личностных характеристиках  и поведении детей подросткового  возраста. Типология агрессивного  поведения современных подростков

1.3 Особенности агрессивного  поведения подростков с нарушением  интеллекта

Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта

2.1 Выявление и изучение  форм агрессивного поведения  детей подросткового возраста  с нарушением интеллекта

2.2 Методы коррекции агрессивного  поведения детей подросткового  возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции  агрессивного поведения подростков  с нарушением интеллекта

2.3 Организация индивидуальной  работы с подростками по коррекции  агрессивного поведения. Рекомендации  педагогам и родителям по взаимодействию  с агрессивным ребёнком

Заключение

Список литературы

Приложение

подросток агрессивный поведение  коррекция

 

Введение

Напряжённая, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся  в настоящее время в нашем  обществе, обуславливает рост различных  отклонений в личностном развитии и  поведении растущих людей. Среди  них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.

Наиболее остро этот процесс  проявляется на рубеже перехода ребёнка  из детства во взрослое состояние  – в подростковом возрасте [13, с.3], причём проблема агрессивности подростков является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Современный подросток живёт  в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая не интересуется потребностями ребёнка; третья – переоценивает ребёнка и недостаточно его контролирует. В результате для подростков характерны грубость, агрессивный способ самоутверждения. Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально- ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.

Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение  в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Занков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина. Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рошин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных  факторов: ухудшением социальных условий  жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка. [2,с.7].

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие  чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности  одной из наиболее актуальных проблем  современного мира, важной теоретической  и практической задачей.

За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике  и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы работы.

В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных  путей педагогической коррекции  подростков с нарушением интеллекта.

Объект исследования – коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением интеллекта.

Предмет – педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Гипотеза: педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:

1. В результате диагностики  выявляются общие и индивидуальные  причины проявления агрессии;

2. Педагогическая коррекция  агрессивного поведения подростков  с нарушением интеллекта подкреплена  программно-методическим обеспечением;

3. Организуется индивидуальная  работа с подростками, направленная  на усвоение иных форм поведения,  когда подросток постепенно осознает  свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее  контролировать, усваивая другие  варианты своей реакции на  происходящее.

Задачи:

1. Рассмотреть проблему  агрессивности и её представление  в психолого-педагогических исследованиях,  виды агрессивности в детском  возрасте.

2. Изучить проявление  агрессии в личностных характеристиках  и поведении подростков, представить  типологию агрессивного поведения  современных подростков.

3. Раскрыть особенности  агрессивного поведения подростков  с нарушением интеллекта.

4. В ходе эксперимента  выявить и изучить формы агрессивного  поведения подростков с нарушением  интеллекта.

5. Рассмотреть методы  коррекции агрессивного поведения  подростков с нарушением интеллекта, разработать комплекс занятий  по коррекции агрессивного поведения  подростков с нарушением интеллекта.

6. Рассмотреть организацию  индивидуальной работы с подростками  по коррекции агрессивного поведения.  Привести рекомендации педагогам  и родителям по взаимодействию  с агрессивным ребёнком.

Для решения поставленных задач нами были использованы методы научно-педагогического исследования:

- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление);

- эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности  детей, метод изучения документации, метод эксперимента);

- математические (методы  математической статистики).

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обосновании и доказательстве идей влияния педагогической коррекции на уровень снижения агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.

Практическая  значимость исследования заключается в разработке, реализации, применении программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта с целью достижения положительной диагностики.

Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для  педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками.

Cтруктура выпускной квалификационной работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.

 

Глава I. Агрессивность  детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема 

 

1.1 Проблема агрессивности  и её представления в психолого-педагогических  исследованиях. Виды агрессивности  в детском возрасте

Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем  нашего общества. В подростковой жизни  нередко встречаются формы насильственного  поведения, определяемые в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

Психологи обычно говорят  об агрессивном поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные, приносящие объекту (человеку или предмету) какой-то вред.

Таким образом, агрессивные  действия всегда вредоносны.

Исключительно важен эмоциональный  компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек переживает сильную  эмоцию гнева, иногда принимающую форму  аффекта, ярости, но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности  снять барьер, стоящий на пути к  цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной  форме обычно не сопровождается. [10, c.219]

Особый оттенок агрессии придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых  случаях и чувство своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессия переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Серьёзное значение имеет  и такой компонент агрессии, как  его волевая сторона, причём в  агрессивном действии имеются все  формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность, а в  ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто  возникает и развивается в  борьбе, а всякая борьба требует  вышеназванных волевых качеств.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным  переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чём-то «сорвать зло». Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия выступают в качестве:

-средства достижения  какой-нибудь значимой цели (инструментальная  агрессия);

- как способ психической  разрядки, замещения, удовлетворения  блокированной потребности и  переключения деятельности;

- как способ удовлетворения  потребности в самореализации  самоутверждении. [14, c.76]

Что касается агрессивного поведения, то это не прирождённая биологическая  реакция, а одна из форм поведения, обусловленная  социальными связями и отношениями.

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящая физический ущерб людям или вызывающая у  них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние  напряжённости, страха, подавленности  и т.п.). В психолого-педагогической и специальной литературе используется также термины агрессивность  и агрессивное поведение [16, с.76]. Агрессивность рассматривается  как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, депривация, фрустрация).

Агрессивное поведение –  одна из форм реагирования на различные  неблагоприятные в физическом и  психологическом отношении жизненные  ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния. [48, c.9].

Основные концепции проявления агрессивности это – теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального изучения, мотивированная. В них нашли отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.

Представители первых двух направлений понимают агрессию как  инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) направлений следуют так  называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет  внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого  насилия, нужно чтобы агрессивная  энергия постоянно разряжалась. Фрейд связывает агрессивность  с влечением к смерти и определяет её как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.

Проблему детской агрессивности  наиболее последовательно развила  Анна Фрейд. Она считала, что уже  в раннем возрасте у ребёнка существуют самоагрессивные действия. А. Фрейд выделяет фазы развития агрессивности, отмечает, что нормальное поведение, как ребёнка, так и взрослого обусловлено тем, что энергия танатоса (влечения к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребёнка (потеря родителей, жизнь в интернате и т.д. Эти случаи Фрейд объясняет отсутствием или частой сменой объектов любви. [49, c.54]

Информация о работе Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков