Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, отчет по практике

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.

Содержание

1.Общие сведения об учебном учреждении
2.Работа психолога в ДОУ
3.Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
4.Анкета для родителей
5.Анализ результатов исследования
6.Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
7.Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
8.Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
9. «Лист информации» для родителей
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

Работа психолога в детском дошкольном учреждении.docx

— 554.83 Кб (Скачать файл)

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много  интересных поделок. Было видно, что  детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка.

В играх  также участвовали все с удовольствием. Только маме Игоря Р. показалось, что  упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию  у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили  в теплой и дружеской обстановке.

На четвертом  этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Папа  Вадима К. сказал: “Мне так понравились  ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали  ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная  атмосфера и нашу семью можно  назвать счастливой”.

Дети  с большой любовью делали подарки  в виде рисунков для своих родителей.

В результате мы провели спортивный праздник для  детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке.

Все закончилось  чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: “Мы все стали  одной большой дружной семьей”.

Таким образом, коррекционные занятия позволили  установить более теплый эмоциональный  контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На наш  взгляд, наиболее эффективными формами  работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

С целью  выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был  проведен контрольный этап по тем  же методикам исследования.

Анализ  полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения  в детско-родительских отношениях.

На низком уровне детско-родительских отношений  осталась одна семья из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень  детско-родительских отношений; 5 (25%) семей - на средний уровень

 

Условные  обозначения:

 - высокий уровень детско-родительских отношений


 - средний уровень детско-родительских отношений


- низкий уровень детско-родительских  отношений

Из результатов диаграммы мы видим, что произошла тенденция  к улучшению детско-родительских отношений, у большинства детей  тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна (5%) семья Игоря Р. Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение заметны и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям, более открытым, весёлым.

 

  1. Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка

 

У ребенка  с высоким уровнем тревожности  укрепляются черты боязливости  и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения  в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой  детского коллектива и лишь осторожно  и постепенно вводить ребенка  в игру. Иногда нужно приглашать близкого товарища или подругу. Привыкнув  к парной игре, дети легче войдут в играющий коллектив.

Очень частым проявлением детской тревожности  становятся страхи. Под влиянием прочитанных  сказок, просмотренных кинофильмов  дети начинают бояться темноты, им представляются устрашающие образы. Дети подолгу  не могут заснуть, плачут, требуют  постоянного присутствия взрослого. Иногда у детей возникают состояния  общей повышенной тревожности, что  бывает в семьях, где ребенка воспитывают  чрезмерно строго или запугивают, желая добиться послушания.

Для борьбы с подобными страхами можно использовать игру, вводя в нее устрашающий  персонаж. Дети, у которых есть, например, страх бабы-яги или Кощея, могут  принять участие в игре по сюжету «поход к Кощею и бабе-яге». Для  этого можно построить замок  Кощея, избушку на курьих ножках. Потом  надо отправиться в путь, а на пути пройти несколько препятствий. Перейти через воображаемый темный лес, глубокую речку. Можно использовать в игре маски или кукол. Обязательно  надо позволить ребенку быть воинственным, угрожать Кощею. Полезно поменяться ролями, чтобы ребенок сам побыл  Кощеем или бабой-ягой. После чего надо изменить игровой сюжет так, чтобы устрашающий образ перестал быть угрожающим. Встречаясь лицом к лицу со своим страхом в присутствии родителей или воспитателей, ребенок приучается преодолевать волнующие его переживания. У ребенка с повышенным уровнем тревожности полезно повышать уверенность в своих силах, самооценку. В этом могут помочь подвижные соревновательные игры. Надо постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смотри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово получаться!» В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.

Специалистам  хорошо известно, что при лечении  любых форм детской нервности  успех достигается не тогда, когда  удается устранить тот или  иной недостаток, симптом, а тогда, когда  в какой-то мере удается удовлетворить  основные потребности формирующейся  личности ребенка, насколько широко открываются перспективы ее развития. Это помогает не только преодолевать уже сложившиеся неблагоприятные  формы поведения, но, главное, ликвидировать  почву для фиксации новых осложнений развития. Именно игра является движущей силой развития и укрепления всех сторон душевной жизни ребенка.

Главным условием снижения уровня детской тревожности  является внушение ребенку чувства  уверенности, веры в свои силы, в  свою способность преодолевать лежащие  на пути препятствия. С самого появления  на свет и еще долгие годы ребенок  является существом беспомощным, зависимым, скованным в своих действиях  и побуждениях. С первых самостоятельных  шагов ослабляются цепи постоянной зависимости. Малыш начинает испытывать свои собственные силы, все больше сознавать себя активным существом, способным не только вносить изменения  в окружающую его среду, но и влиять на других людей. С этого момента  начинается рост его личности, который  совершается в тесной связи с  возрастанием независимости и свободы, что, к сожалению, встречает обычно наибольшие препятствия в условиях семейной обстановки и семейной педагогики.

Играя с  ребенком, родителям необходимо постоянно  отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не следует забывать положительно оценить выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие, вдохновенно разыгранную роль. Такие  похвалы не избалуют ребенка, упрямыми и капризными становятся обычно не уверенные в себе дети. Совершенно неверно думать, будто ребенок  всегда идет по линии наименьшего  сопротивления. Наоборот, он любит преодолевать препятствия, любит демонстрировать  себе и другим свою силу. Малыш как  бы всегда находится в состоянии  соревнования. Он добивается определенного  места в семье, среди сверстников, добивается признания своей значимости и в своих глазах, и в глазах близких для него людей.

Таким образом, для того, чтобы снизить уровень  тревожности ребенка, необходимо, во–первых, выяснить, какие ситуации вызывают тревогу у ребенка, а, затем в  игровой форме показать ребенку, что этой ситуации не стоит бояться, помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревоги.

 

  1. «Лист информации» для родителей

 

Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

В этом возрасте на развитии ребенка сказывается  ближайшая перспектива поступления  в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют  к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. Под влиянием соответствующих  упражнений, соответствующей деятельности уровень психического развития повышается.

У будущих  первоклассников уже хорошо развиты  крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног  только начинается окостенение. Дети этого  возраста хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах  и т.п. Умение и способность ребенка  выполнять эти довольно сложные виды движений не означает, что он также успешно будет выполнять и тонкокоординированные движения пальцев, рук.

В этом возрасте еще далеки до окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и кровообращения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в дошкольном возрасте, а для других процессов этот период наступит позже. Усиливается регулирующая функция коры головного мозга – дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К семи годам вес мозга достигает в среднем 1350 грамм.

Физическое  развитие создает необходимые условия  для большей самостоятельности  ребенка, для усвоения им новых форм общественного опыта в процессе воспитания и обучения.

Дошкольный  возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно  отличается от того, которое характерно для ребенка раннего детского возраста.

Существенной  особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Характерна  тяга детей к словесному общению  со взрослыми и сверстниками. Их словарный запас значительно  возрастает. В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень  заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Но можно  наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления.

Развитие  познавательных процессов в игровой деятельности старших дошкольников.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется  потребность ребенка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят  те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять  участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные  формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся  в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого, как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает  взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны  не столько свойства предметов, сколько  отношение к предмету, отсюда –  возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая  деятельность к концу дошкольного  возраста дифференцируется на такие  формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления  будущей учебной деятельности.

В старшем  дошкольном возрасте, в отличие от младшего и среднего дошкольного  возраста, игры отличаются разнообразием  тематики, правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших  и средних дошкольников, заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Т.е. ребенок  постигает возможность замены реального  предмета игрушкой или случайной  вещью (камешек – это хлеб, палочка  – человечек). Кроме того, он может  замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Использование символов, способность  замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, изменяются содержательная сторона интеллекта и другие человеческие способности.

В игре ребенок  ориентируется на свойства предметов-заместителей. После того, как ребенок дает свое название предмету, он начинает действовать  с ним в соответствии с его  новым названием. Если палка превратилась в ружье, то из него стреляют, если в  коня, - на нем скачут.

Информация о работе Работа психолога в детском дошкольном учреждении