Работоспособность человека и определяющие ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Предлагаемая работа посвящена подробному освещению темы работоспособности человека и путей ей сохранения.
Целью данной курсовой работы является изучение работоспособности и факторов, влияющих на нее.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение работоспособности человека;
2. Выявить факторы, влияющие на работоспособность;
3. Рассмотреть влияние определенных факторов на работоспособность;
4. Провести анкетирование и выявить уровень работоспособности студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
1.1 Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы
1.2 Физиологические факторы снижения работоспособности
1.3 Условия оптимизации производительного труда
1.4 Соблюдение режимов труда и отдыха как путь сохранения работоспособности человека
1.5 Психические процессы и эффективность деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова Лоскутова.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

 

1

A – 8

B – 3

C – 1

D – 5

2

A – 2

B – 2

C –6

D – 7

3

A – 3

B – 6

C –8

D –––––––––––

4

A – 3

B – 2

C –5

D – 7

5

A – 3

B – 4

C –10

D –––––––––––

6

С –  6

B – 5

C –0

D – 6

7

A – 8

B – 7

C –2

D –––––––––––

8

A – 5

B – 11

C –0

D – 1

9

A – 2

B – 2

C –13

D –––––––––––

10

A – 2

B – 2

C –11

D – 2


 

Как видно из таблицы 2.1, большее  количество человек выбрало варианты:

  1. А – 8 человек (50%) ;
  2. D – 7 человек (43,75%);
  3. C – 8 человек (50%);
  4. D – 7 человек (43,75%);
  5. C –10 человек (62,5 %);
  6. С –  6 человек (37,5%) и D – 6 человек (37,5%);
  7. A – 8 человек (50%);
  8. B – 11 человек (68,75%);
  9. C –13 человек (81,25%);
  10. C –11 человек (68,75%).

По результатам  таблицы  1 можно сделать вывод, что большинству студентов приятнее работать в помещении, оформленном  в пастельных тонах, с комбинированным  освещением. Для большинства учащихся посторонние звуки не приносят никакого дискомфорта, если они увлечены выполняемой  работой. Также  для большей части  группы смена погодных условий влияет на работоспособность только в том случае, если есть какие – либо проблемы со здоровьем. При возникновении  конфликтных ситуаций в коллективе у студентов появляется небольшой дискомфорт, который почти не влияет на работоспособность. На вопрос «Работая в какую смену вы чувствуете себя наиболее уверенно?» результаты разделились почти поровну между вариантами: в дневную, в ночную, ни в какую.

Из-за работы  у студентов немного сбивается  режим питания, но это не сильно влияет на их работоспособность.  В течение  недели у большинства  участников анкетирования накапливается усталость, но не сильно.

Для большей  части студентов замечания начальства практически не влияют на работоспособность, не сильно выбивая из «колеи».

При ежедневной работе студенты испытывают не очень большое физическое и  умственное напряжение.

По полученным результатам можно  заключить, что на работоспособность  данной группы практически не влияют внешние факторы, если студенты увлечены выполняемой работой. Однако ели  работа им не интересна, то и вероятность  получения от работы каких – либо положительных результатов не очень  велика, поскольку работоспособность  будет на очень низком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, работоспособность  есть потенциальная возможность  индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности  в течение определенного времени. Речь идет именно о потенциальной  возможности, ибо приведение в действие, вовлечение в производство всей работоспособности  требует определенных условий.

Работоспособность в материальном производстве  – свойство работника, обусловливающее потенциально доступный ему уровень производительности труда при фиксированном уровне качества продукции. Понимаемая таким образом работоспособность есть целостная, интегральная характеристика человека как работника под углом зрения резервов человеческого фактора, которыми он располагает. При этом она включает как физические, так и духовные силы человека в единстве, в слитности.

Когда говорят  о работоспособности конкретного  исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая  работоспособность всегда ниже, чем  потенциальная.

Факторами работоспособности являются функциональные резервы организма и качество их регулирования. Они связаны с  периодом онтогенеза (хронологическим  и биологическим возрастом), наследственной обусловленностью, состоянием здоровья.

Производительность  труда — количественная характеристика выполняемой персоналом работы, которая  связана с уровнем эффективности  труда.

Общий уровень  производительности определяют два  типа факторов:

–  краткосрочные — объективные (например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);

–  долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).

Поскольку под работоспособностью человека в  процессе труда мы понимаем максимальные (предельные) функциональные возможности  его организма для выполнения конкретной работы, то в течение  рабочей смены работоспособность  человека претерпевает изменения. Как  правило, в производственных условиях человек не работает на пределе своих  возможностей, а использует только их часть, равномерно распределяя силы в течение всей смены. Из этого  следует, что при воздействии  на организм любого неблагоприятно действующего элемента условий труда, при появлении  первых признаков утомления предельные функциональные возможности организма  неизбежно будут снижаться, тогда  как производительность труда, для поддержания которой используется только часть предельных возможностей, может некоторое время не изменяться.

Зависимость между производительностью труда  и работоспособностью человека не является прямолинейной, так как производительность труда является обобщающим показателем, отражающим взаимодействие всех моментов трудового процесса: предмета труда, средств труда и самого труда как функционирующей рабочей силы. Кроме того, человек во время работы, как правило, не использует до предела функциональные возможности своего организма, так как в противном случае это привело бы к нарушению вегетативных функций. С другой стороны, бывают ситуации, когда человек в состоянии значительного переутомления и резкого спада работоспособности не допускает снижения производительности труда, мобилизуя для этого имеющиеся резервы организма. Это происходит в силу сознания долга и ответственности перед товарищами по работе и обществом, под влиянием других моральных, а также материальных стимулов. Все это говорит о том, что показатели, характеризующие результаты труда (выработка, трудоемкость и др.), не всегда могут быть прямым мерилом работоспособности человека, точно так же, как показатель увеличения или падения работоспособности не всегда может непосредственно отражать в тех же величинах фактические результаты труда.

Важнейшим фактором работоспособности человека является его здоровье. Формирование здоровья успешно может проходить  лишь в условиях организации здорового  образа жизни, что возможно лишь в  случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.

Для достижения высокой результативности, экономичности  и безошибочности трудовой деятельности человека необходимо добиваться выполнения условий ее оптимизации.

Первым  условием рационального построения трудового процесса является согласование индивидуального психического и  физиологического темпов человека с  технологически оптимальным темпом эксплуатации конкретного вида оборудования (машины или приспособления). Что  касается работника, то разговор идет о темпах и сроках трудовой деятельности, определяемых целями, особенностями  и задачами предприятия.

Вторым  условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового  процесса.

Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать  чередование различных форм труда  с периодами отдыха. Это условие  заложено в принятый в данной организации  распорядок дня, предусматривающий  оптимальную продолжительность  и организацию труда и отдыха, в том числе для некоторых  видов труда — приема пищи и  сна.

Все эти  три условия связаны с тем, что эффективность труда человека не постоянна и меняется под влиянием различных факторов. Специалисту  по работе с персоналом следует учитывать, что колебания производительности труда человека отмечаются в зависимости от фазы деятельности, времени года, времени суток, недельного ритма, погодных условий, климатического пояса и т.д.

В зависимости  от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия  по режиму труда и отдыха:

–  перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;

–  изменение темпа (ритма) работы;

– сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;

–  использование музыки во время работы.

Перерывы  на отдых должны организовываться в  соответствии со следующими принципами:

–  Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.

–  Не менять часто введенный режим.

–  Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.

–  При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.

–  Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.

–  Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40—45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80—90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, — в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40—45 минут занятий.

Помимо  оптимального режима труда и отдыха на сохранение работоспособности человека влияет учет психологических факторов и условий работоспособности  сотрудников организации, а также  специфики функционирования психических  процессов в ходе их деятельности. В соответствии с принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о  роли мотивации, потребностей, установок  и позиции личности в труде.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Андросова Л.А. Экономика труда. Учебное пособие. Пенза:ПГУ, 2011. – 160с.
  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.:Диалектика, 2011. -465с.
  3. Генкин Б.М.Экономика и социология труда. М., 2012.
  4. Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие. Под редакцией И.А. Полякова. М.2010.
  5. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие.
  6. Под редакцией А.И. Рофе М.2011.
  7. Управление персоналом организации: Учебник. // Под редакцией А.Я. Кибанова. М., 2012.
  8. Шипилов А.И., Шипилова О.А. Высокая работоспособность персонала — забота кадровика // Кадры предприятия №3/2010.
  9. Шмидт П.Человек и труд. М.:«Прогресс» 2011.
  10. http://com-papers.info/lib01/b01927z.htm
  11. http://bib.convdocs.org/v25057
  12. http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/69387/187/Krylov_-_Psihologiya.html

Информация о работе Работоспособность человека и определяющие ее факторы