Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:47, дипломная работа
Цель исследования : выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр.
Объект исследования : Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения.
Предмет исследования : Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Обзор литературных источников по проблемеисследования
1.1 Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
1.2 Особенности развития внимания в детском возрасте
1.3 Исследования особенностей внимания у детей с проблемами в развитии
ГЛАВА 2 . Экспериментальное исследование особенностей вниманияу старших дошкольников с нарушениями речи (констатирующий эксперимент)
2.1 Объект и ход проведения экспериментального исследования
2.2 Методики изучения внимания
2.3 Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
2.4 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
2.5 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания нормально развивающихся дошкольников
2.6 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
ГЛАВА 3 . Коррекционная работа по развитию внимания (формирующий эксперимент)
3.1 Принципы проведения и задачи коррекционной работы
3.2 Содержание программы развития внимания
3.3 Оценка эффективности программы коррекционно–развивающих игр (контрольный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Объем – это количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью. Объем взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Поскольку определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Психологи отмечают, что объем внимания зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т.е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься. На расширение объема внимания значительное влияние оказывает речь, самостоятельность обучения и разнообразие деятельности. Объем определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания.
Устойчивость – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется и в практической деятельности с предметами, и в активной умственной работе. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени, а сама устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации внимания. Она определяется различными причинами, которые связаны с индивидуальными физиологическими особенностями личности (со свойствами нервной системы); общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбуждение, заторможенность); третьи соотносятся с мотивацией; четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Характеристика общей устойчивости внимания определяется сочетанием всех причин, вместе взятых.
Устойчивость внимания не означает его статичности. Она тесно связана с динамическими характеристиками внимания (с колебаниями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который делится на стадии сосредоточения:
– первоначальное вхождение в работу;
– достижение сосредоточения внимания, микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
– снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Концентрация – это степень сосредоточения. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Это необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии тормозных процессов в остальных частях коры.
Сосредоточенное внимание характеризуется выраженными признаками: в соответствующей позе, мимике, живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.
Концентрация внимания тесно связана с объемом и распределением внимания. Чем меньше объектов, чем меньше видов деятельности между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации.
Распределение – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий сними или надлюдения за ними. Распределение внимания – это свойство внимания, скоторым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. Рассматривая распределение внимания необходимо учитывать:
– трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
– легче совмещать умственную и двигательную деятельность для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
Как отмечают психологи, способность распределять внимание формируется в деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков и постепенно становится чертой личности. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения сужается.
Переключаемость – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи. Она означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение бывает полным и неполным, его успешность и легкость зависят:
– от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
– от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
– от отношения субъекта к той или иной деятельности;
– от индивидуальных особенностей субъекта ( типа нервной системы, индивидуального опыта);
– от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Психологи (34) отмечают что, физиологическая картина переключения это – торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Поэтому переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания. Но переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Как отмечает А.А. Люблинская (14, С.184), выражая психическое состояние личности, внимание человека – его объем, переключаемость, концентрация – в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека. Но все эти свойства можно развивать путем упражнений.
Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание в своей элементарной форме выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?». Оно имеет внешние и внутренние проявления – напряженную позу, сосредоточенный взгляд, учащение сердцебиения, дыхания. Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимания. Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения.
1.2 Особенности развития внимания в детском возрасте
Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» (7, С.186) Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.И. Леонтьев. Он отмечал, что развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. В школьном возрасте наступает перелом в развитии, где первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасте. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам выступает во взаимодействии с окружающим, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает сам активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» (7, С.205 ).
Р.С. Немов (31,С.214) представил последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы
жизни. Проявление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного
2. Конец первого года
жизни. Возникновение ориентировочно
исследовательской
3. Начало второго года
жизни. Обнаружение зачатков
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной,
пять лет. Проявление способности
направлять внимание под
6. Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы
7. Семь лет. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
8. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
– расширяется объем;
– возрастает устойчивость внимания;
– формируется произвольное внимание.
А.А. Люблинская (14, С.188) исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:
1. Внимание ребенка
2. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению,т.е. не может переключаться по его желанию
3. Узкий объем внимания.
Распределение внимания между
двумя предметами или
4. Чем меньше дети, тем
меньше они могут
5. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.
В дошкольном возрасте, как отмечает А.А. Люблинская (14, С.188), основные изменения, происходящие в развитии внимания, это: а) расширение объема внимания; б) рост устойчивости внимания; в) формирование произвольного внимания.
Развивающаяся речь, большая самостоятельность, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно. Объектом познания становится не только сам предмет, но и его связи с другими вещами. Объектом внимания становится речь взрослого. Дети начинают ориентироваться на слово- название вещи, слово- оценку поведения, слово- приказ, требование, побуждение.
Устойчивость внимания возрастает и показателем этого является более редкие и короткие отвлечения от работы, чем у детей младшего возраста. Устойчивость изменяется в результате упражнений и зависит от особенностей деятельности детей. Меньше утомляет детей свободная, творческая игра, наиболее напряженной является словесная форма деятельности.Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента значительно варьируют длительность доступного ребенку сосредоточения. Как показывают исследования, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешанных детей в 1,5-2 раза больше, чем у особенно возбудимых. У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой – либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем более заинтересован ребенок в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Ребенок может только в начале деятельности часто отвлекаться. Если задание неинтересно, дети отказываются от его выполнения. С возрастом устойчивость и сосредоточенность увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность им интересна. Но даже при наличии интереса дети – сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивость внимания до завершения любой деятельности, но им необходимо длительное время для сосредоточения. Дети испытывают трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задание, где это требуется. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую. Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Им сложно выполнять коллективное задание, больше подходит монотонная работа или индивидуальное задание.