Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Цель работы: определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение………………………………………………………. …….17
Список литературы ……………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Тольяттинский социально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Развитие памяти у детей  в младшем дошкольном возрасте

 

 

 

 

                                                                   Опарина Евгения Валерьевна

                                                             Специальность 050144.52

                                                            Дошкольное образование

                                                          Курс 2,группа Д О-21А

                                                             Форма обучения: заочная

                                           Руководитель:

                                                                         Хлопова Екатерина Николаевна

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5

Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7

1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7

1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14

Заключение………………………………………………………. …….17

Список литературы ……………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Память – одно из необходимых  условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего  времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как  казалось, ребенок приобретает необходимые  каждому знания и умения, развивает  свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих  предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных  знаний в детские умы. Сегодня  становится все больше детей с  ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный  современный мир проявляются  очень рано – в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая  благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее  время многие страны, в том числе  США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему  образования огромные средства, изготавливают  множество сложнейших устройств  и систем для повышения интеллектуального  уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

Таким образом, актуальность темы, выбранной автором для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных  развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных  детей.

Предмет исследования –  методы психологического воздействия, объект – развитие памяти детей  младшего дошкольного возраста в  дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать  выводы относительно эффективности  тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти младших  дошкольников.

В ходе работы была выдвинута  гипотеза, заключающаяся в том, что  комплексное использование методов  психологического воздействия в  условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в младшем дошкольном возрасте.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была определена цель работы, которая сводится к определению  методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного  возраста в системе дошкольного  образовательного учреждения.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:

 изучив психолого-педагогическую  литературу по данной теме, проанализировать  понятие методов психологического  воздействия, охарактеризовать виды  памяти, ее особенности в младшем  дошкольном возрасте; дать комплексную  характеристику младшего дошкольного  возраста и особенностей развития  ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая  состоит из двух глав, одна из которых  носит теоретический, а другая –  эмпирический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Особенности младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство –  особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая  информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство  – небольшой отрезок в жизни  человека. Но за это время ребенок  приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства  поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием  и т. п.

Исследования, проведенные  современными российскими психологами  Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной  и др., свидетельствуют о том, что  возможности маленького человека велики и путем специально организованного  обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые  ранее считались доступными лишь детям значительно более старших  возрастов.

Ранний возраст — это  период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно  осуществляемое воспитание детей раннего  возраста является важным условием их полноценного развития [1].

 

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни  характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все  функции организма. К году ребенок  овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни  его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие  успехи делает ребенок в овладении  родным языком.

Если в активном словаре  годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число  их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов [2].

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического  и психического развития. Крепкий, физически  полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше  развивается психически. Вместе с  тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем  самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления  — важные задачи педагогики раннего  детства.

При воспитании маленьких  детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с  трудом переносит ожидание пищи, ограничение  в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и  группах раннего возраста яслей-садов  введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать  каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые  в процессе жизни, рефлексы, лежащие  в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который  можно наблюдать у ребенка  второй недели жизни,— сосательный  — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов  является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости  правильного воспитания детей с  первых дней жизни.

Быстро формирующиеся  у малыша и проявляющиеся в  привычках условные рефлексы могут  быть как целесообразными для  здоровья и развития (засыпать и  просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого  и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное  и вредное для деятельности нервной  системы. Поэтому необходимо буквально  с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание [2].

Результаты целенаправленного  воспитания проявляются уже в  два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде  в строго определенное время; выспавшийся  и сытый, он спокоен, при общении  со взрослыми проявляет радость.

Вывод:

В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте. Раннее детство  характеризуется сензитивностью к  развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности.

Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве

1.1. Понятие памяти, ее виды

Память - это основа психической  жизни, основа нашего сознания. Любая  простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней  мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла  связи между отдельными фактами  и событиями. Осуществляя связь  между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность  существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в  качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [3].

Память - самая долговечная  из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые  черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем  или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся  наша жизнь есть не что иное, как  путь из пережитого прошлого в неизвестное  будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее настоящие - это продолжение  прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким  же непостижимым, как будущее.

Иными словами, память придает  направленность ходу времени. Для каждого  из нас память уникальна. Память позволяет  нам осознавать и собственную  индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек  утрачивает собственное "я", перестает  существовать.

Память - процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце  прошлого века работы немецкого психолога  Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения  последовательностей, состоявших из бессмысленных  слогов. Этот подход был продолжен  затем в бихевиористических исследованиях "вербального научения". Почти  одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ  А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется  в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные  единичные события биографии  субъекта. Роль организации материала  при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений  из сферы сознания.

Одним из основных вопросов в теории памяти являет вопрос о  ее развитии. В детской психологии до настоящего времени не выяснен  основной путь развития этой функции.

Память – когнитивный  процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения  материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого  материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости  от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости  от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться по влиянием действия раздражителей, сохранять  в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и  биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает  процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные  изменения.

Механизмы памяти можно рассматривать  на различном уровне, с различных  точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический  механизм их образования - временные  нервные связи. Движение нервных  процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей.

Информация о работе Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте