Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………2
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………..3
Своеобразие детского диалога…………………………………………………………….5
Развитие диалогической речи у детей……………………………………………………11
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения…………………13
Заключение…………………………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

развитие речи у дошкольников.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

 

Диалогу предшествует «коллективный  монолог» (Ж. Пиаже) — речевое общение, когда каждый партнер активно  высказывается в присутствии  сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собствен­ные высказывания.

Т. И. Гризик считает, что  наиболее социально значимой для  дошкольников является диалогическая  форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения  ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем  взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [Сохин, 1978, с. 50].

Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую  форму речи. На протяжении всего  дошкольного возраста необходимо развивать  у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует  использовать беседы с детьми на самые  разнообразные темы, связанные с  жизнью ребенка в семье, детском  саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и  впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.[7]

Также в литературе описываются  исследования посвященные 

особенностям развития диалогической  речи таких ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн. Они считают, что  в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к  соединению двух или трех слов, далее  — к простой фразе, еще позже  — к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая  из ряда развернутых предложений.

Развитие диалогической  речи у детей

 

Программа детского сада предусматривает  обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог — сложная форма  социального взаимодействия. Участвовать  в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием  чужой речи. Участие в диалоге  требует сложных умений: слушать  и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ  собственное суждение, правильно  выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника  тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить  за правильно­стью языковой формы, в  которую облекаются мысли; слушать  свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить  соответствующие изменения и  поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые  умения:

— вступать в общение (уметь  и знать, когда и как можно  начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать  общение (учитывать условия и  ситуацию общения; слушать и слышать  собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение  к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться  логично, связно;

— говорить выразительно в  нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета.  В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,  привлечение внимания, приглашение,  просьба, согласие и отказ,  извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение,  поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в  паре, группе из 3 — 5 человек, в  коллективе.

4. Умение общаться для  планирования совместных действий, достижения

результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания  речи окружающих и использования  активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы  и желания словом, отвечать на некоторые  вопросы взрослых (Кто это? Что  делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы  каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми  и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с  другими детьми. Следует воспитывать  потребность делиться своими впе­чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как  играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и  семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в  общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так  и в распространен­ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к  участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей  по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться  в разговор взрослых, вступать в  разговор с незнакомыми людьми, встречать  гостя, общаться с ним.

В старших группах следует  учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям  формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить  ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры  по поводу вещей, не находящихся в  поле зрения ребенка, содержательное речевое  общение детей по поводу игр, прочитанных  книг, просмотренных кинофильмов.

Для младшего дошкольника  наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок  чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать  детей к комментированию (сопровождению  речью) своих действий в предметной деятель­ности и постепенно упражнять  в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие  действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность  правильно и четко назвать  предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с  ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 4-5 лет воспитатель  является активным участником и организатором  общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл  новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми 

 

и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств,

действий с ними, взаимоотношений  с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так  и в распространен­ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к  участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей  по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться  в разговор взрослых, вступать в  разговор с незнакомыми людьми, встречать  гостя, общаться с ним. Дети 4 — 5 лет  активно вступают в разговор, могут  участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с  тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать  вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве  случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения  внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старших, группах следует  учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям  формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить  ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры  по поводу вещей, не находящихся в  поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Успешно овладение диалогической  речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

 

Обучение диалогической  речью в процессе повседневного  общения.

Одним из условий развития диалогической речи является организация  речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя  с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она  поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие  используют различные выразительные  средства: жесты, взгляды, мимику, интонации  и др[8]. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма  речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных  предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких  сообщений. Общение воспитателя  с детьмидолжностроиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного  детства потребности ребенка  в общении. Следует правильно  организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя  с детьми только тогда оказывает  на них развивающее влияние, когда  в группе создана доб­рожелательная  атмосфера, обеспечено их эмоциональное  благополучие, когда господствует личностно-ориентированная  модель взаимодействия взрослого с  ребенком. В этом случае главным  в общении являются понимание, признание  и принятие личности ребенка. Ребенок  охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес  и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить  средством общения. Дети дошкольного  возраста овладевают разговорной речью  под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления  мышления, памяти, внимания, грамматического  строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается  от содержания разговора. На четвертом  и пятом году он постепенно переходит  от отрывочных высказываний к более  последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том  числе такие характерные, как  почему? зачем? и др. Дети пяти лет  способны к целеустремленному разговору  в течение довольно длительного  времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В «Программе воспитания в  детском саду» для средней  группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе[9].

Информация о работе Развитие речи у дошкольников