Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: изучить развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие самооценки и изучить ее место в структуре самосознания;
2. определить роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка младшего школьного возраста, в зависимости от стиля семейного воспитания;
3. проанализировать методики изучения самооценки и игр, которые способствуют развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава I. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
1.1. Понятие самооценки. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии и педагогике.
1.2. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
1.3. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
Глава II. Роль семейного воспитания в развитии самооценки у ребенка
2.1. Понятие семьи и семейных отношений.
2.2. Стили семейного воспитания
2.3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
Глава III Анализ методик изучения и развития самооценки в младшем школьном возрасте
3.1 Обзор методик психолого-педагогического исследования самооценки младшего школьника
3.2 Игры, способствующие развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Используемая литература
Первое, что определяет особенности семейного воспитания,- его эмоциональная основа, отношение родителей к ребенку. Обычно рассматривают три вида отношений: истинную, или безусловную любовь, обусловленную любовь и неприятие ребенка.
Безусловная любовь дана ребенку изначально и не зависит от его внешности, способностей, поведения в данный момент и т.д. Родители любят своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, - некрасивого, не очень умного, слишком активного и шумного или слишком замкнутого и тихого, доставляющего неприятности дома, а потом и в школе. Безусловная любовь становится прочным фундаментом психологического здоровья и интенсивного детского развития.
При обусловленной любви
детей любят только тогда, когда
они устраивают родителей – своими
качествами и поведением. Родители
проявляют свою любовь, если ребенок
выполняет их требования и оправдывает
их надежды, в моменты школьных или
иных успехов, послушания или прилежания.
Обусловленная любовь – «не гарантированное»
чувство, его нужно заслужить. С
одной стороны, это часто приводит
к хорошим результатам: дети стараются
соответствовать ожиданиям
Самый тяжелый вариант для развития личности – неприятие ребенка. Отвержение или безразличие родителей может возникнуть еще до рождения, если он «нежеланный». Неприятие может появиться и позже, когда у ребенка проявляются черты, раздражающие мать или отца. Причем такие ситуации возникают не только в неблагополучных семьях. Бывает, что родители заботятся о ребенке, воспитывают его так, как считают нужным и должным, и не осознают своего неприятия и его причин. [14,137]
2.2. Стили семейного воспитания
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители, для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
Стили семейного воспитания
формируются под воздействием объективных
и субъективных факторов и генетических
особенностей родителей и ребенка.
На выбор стиля семейного
- типы темпераментов родителей, их совместимость;
- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
- научно-педагогическая литература, которую читают родители;
- уровень образования родителей.
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания в семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка:
- авторитарный;
- попустительский;
- демократический.[8,52]
Авторитарному, или
диктаторскому, стилю
Для попустительского, или либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение «ребёнок – родитель»доминирует над отношениями «родитель – ребёнок», а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших надежд. Либеральные родители весьма заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.[8,61]
Либеральным родителям сложно устанавливать чёткие границы допустимого поведения для своих детей. Они непоследовательны в своих просьбах и высказываниях, часто поощряют раскованное поведение. Если определённые правила или стандарты существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих детей больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Для демократического, или авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.[8,69]
Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. У детей есть альтернатива, их поощряют, дают им возможность предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Авторитетные родители
устанавливают приемлемые
В результате, как утверждает
А.Н. Букин, выигрывают обе
В семьях, где применяется
демократический стиль, дети
По мнению Т.В. Костяк,
родители задают и исходный
уровень притязаний ребёнка –
то, на что он претендует в
учебной деятельности и в
2.3.
Влияние семейного воспитания
на формирование самооценки
С раннего детства самооценку ребенка формирует семейное воспитание. При низкой самооценке ребенку сложно раскрыть свои способности. А слишком высокое мнение о себе тоже может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Главная задача семьи –
выполнение родителями функций воспитателя.
Под этими функциями
Австрийский педагог-психолог Х. Райнпрехт считает основной силой, без которой невозможно целостного воспитания ребенка, формирование его личности и самооценки, - любовь. Он полагает, что любовь стоит в начале и в конце воспитания. Детства, полного любовью, хватает на всю жизнь. Она наполняет ребенка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам. Необходимо наполнить воспитание любовью. Конечно же, у вашего ребенка могут быть кризисы, сложности и неудачи, но не может быть полного поражения. [22,84].
Любить – это значит принимать ребенка таким, каков он есть, каким бы ни дала его судьба. Но принятие ребенка означает самоотверженность. Только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Большое значение в
становлении самооценки
По мнению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.[11,7]
По утверждению О.Л. Зверевой, родители часто придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.[11,31]
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.[11,34]
Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребёнка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.[11,37]
Некоторые родители, по мнению М. Феннел, высоко ценят деньги и материальное состояние. В такой семье ребёнок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как материализм разрушает в ребёнке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.[27,102]
Информация о работе Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье