Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 22:37, курсовая работа
Целью нашей работы является развитие самосознания детей в подростковом возрасте.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Провести анализ теоретических подходов, характеризующих психологические особенности подросткового возраста;
2) раскрыть сущность, структуру, особенности развития самосознания подростков;
3) изучить особенности самосознания детей в подростковом возрасте;
4) спланировать и реализовать формирующий эксперимент по развитию самосознания детей в подростковом возрасте;
5) провести анализ результатов формирующего эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКА 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Можно сделать вывод, что вырос уровень сплоченности в экспериментальной группе. Это можно так же подтвердить тем, что в ответах на вопрос «кто Я?» 87,5 % опрошенных указали определение себя как друга, причем с указанием прилагательного, к примеру, «хороший друг» или «верный друг», что говорит о повышении уровня рефлективности в оценке себя в отношениях со сверстниками.
91% опрошенных в
При сравнении разработанности образа «Я» у испытуемых, мы увидели следующие различия: 83 % в экспериментальной группе показали средний уровень и 17 % - высокий уровень разработанности образа «Я», в контрольной группе данные показатели составили: 57% - низкий уровень, 38% - средний и 5% - высокий. Данные результаты говорят о достаточно высоком уровне развития рефлексии в экспериментальной группе.
В сравнительном анализе самооценки у исследуемых подростков так же были найдены следующие различия. В экспериментальной группе процент подростков с адекватной самооценкой составил 54%, с завышенной – 37%, 8 % - с заниженной. В контрольной группе показатель детей с адекватной самооценкой составил 14%, 76% - с завышенной и 10% - оказались с низкой самооценкой. Можно сделать вывод, что в ходе программы занятий в самооценке у экспериментальной группы последовали существенные изменения - адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.
Проведем количественный анализ полученных результатов по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева. Для количественного анализа вычислим средние показатели по каждой из 9ти шкал и сравним полученные результаты. Данные можно представить в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1
Обозначение шкал по методике МИС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
диагностика выборочной совокупности |
7 |
9 |
8 |
9 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
диагностика экспериментальной группы после проведения программы занятий |
7 |
10 |
8 |
8 |
9 |
8 |
7 |
7 |
6 |
диагностика контрольной группы |
7 |
9 |
8 |
9 |
8 |
6 |
6 |
7 |
6 |
Сравнив средние значения, мы видим, что есть различия между диагностикой выборочной совокупности и диагностикой экспериментальной группы. Данные выражены в изменениях по шкалам «самопринятие», уровень которой повысился до высоких значений, и «внутренняя конфликтность», где значения опустились до среднего уровня. Высокие значения по шкале «самопринятие» позволяют судить о выраженности чувства симпатии к себе у подростков, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости. Понижение показателя «внутренняя конфликтность» до среднего уровня, говорит нам о характерности для подростка установки видеть себя в зависимости от степени адаптированности в ситуации, в привычных для себя условиях наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. В количественном соотношении в рамках одного уровня изменения были обнаружены по шкалам: «самоуверенность» - повышение, «отраженное самоотношение» - понижение и «самоценность» - повышение.
Это говорит о повышении уровня самооценки у подростков, которые были подвержены влиянию развивающей программы занятий.
Подводя итоги, мы увидели следующие изменения в развитии самосознания в подростковом возрасте после проведения программы занятий:
1)Произошли количественные
2)При рассмотрении
3) Вырос уровень сплоченности
в экспериментальной группе, в
ответах на вопрос «Кто Я?»
87,5% опрошенных в данной группе
указали определение себя как
друга. Данный компонент очень
важен для развития
4) Отметилось повышение
5) В разработанности уровня
6)В сравнительном анализе
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что наша гипотеза «проведение развивающих игр и упражнений по развитию когнитивного и эмоционального компонентов самосознания, путём организации психологического тренинга подростков, приводит к развитию самосознания у детей подросткового возраста» полностью подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5)провели анализ результатов формирующего эксперимента.
В ходе нашего исследования после проведения программы занятий мы увидели следующие изменения в развитии самосознания в подростковом возрасте:
1)Произошли количественные
2)При рассмотрении
3) Вырос уровень сплоченности
в экспериментальной группе, в
ответах на вопрос «Кто Я?»
87,5% опрошенных в данной группе
указали определение себя как
друга. Данный компонент очень
важен для развития
4) Отметилось повышение
5) В разработанности уровня
6)В сравнительном анализе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика предназначена для выявления
структуры самоотношения личности, а также
выраженности отдельных компонентов самоотношения:
закрытости, самоуверенности, саморуководства,
отраженного самоотношения, самоценности,
самопривязанности, внутренней конфликтности
и самообвинения.
Самоотношение понимается в контексте
представлений личности о смысле "Я"
как выражение смысла "Я", как обобщенное
чувство в адрес собственного "Я".
В основу понимания самоотношения положена
концепция самосознания В.В. Столина, который
выделял три измерения самоотношения:
симпатию, уважение, близость.
Методика допускает индивидуальное и
групповое применение без ограничения
времени. В случае группового обследования
количество участников не должно превышать
15 человек. Длительность выполнения задания
- 30 - 40 минут.
Инструкция. Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.
Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте