Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Словарь младшего дошкольного возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Не смотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не меняется (А.В.Захарова).

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 3 до 4 лет, А.В.Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространения имен прилагательных показало, что каждые 100 словоупотреблений приходится лишь 8,65% прилагательных. Среди наиболее частых прилагательных выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, мамин и др.).

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».9

Сначала значение первых слов для  детей это не предмет, не действие, а «чувственный образ». Затем слово  начинает ассоциироваться с жестом, предметом. Примерно с 10 – 11 мес., по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом, затем постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

Путь развития обобщения у детей  охарактеризовала М. М. Кольцова ( Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973. – С. 53 – 58, 61 - 67.) По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни; вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года; четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова  первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 – 70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.

Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время  восприятия предметов называть их как  конкретным, так и более общим  по значению словом.

После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

Наблюдаются многочисленные факты  ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

В основе освоения значений слов лежит  функциональный признак предмета. Вот  почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям  с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т.д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).

Наименее усвоенными оказываются  слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ  – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».

Н. X. Швачкин10 обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово.

Малыш ищет непосредственную связь  между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ (Коля в 4 г. палисадник назвал – «полсадик»).

Дошкольник имеет склонность придавать  буквальный смысл словам, которые  он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и  на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете.11

Переносные значения слов усваиваются  детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения, при этом употребление слов в переносном значении вызывает удивление и даже несогласие детей.

Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при  тождестве отнесенности к предметам  и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает  раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом  действительности, растет, ширится, углубляется  по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».12

Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением  новых знаний о мире и с зарождением  эстетического отношения к слову  и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В старшем дошкольном возрасте уже наблюдаются случаи осознанного употребления метафор.

Словарь дошкольников активно обогащается  за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

 

Изучив теоретические основы развития словаря у детей дошкольного  возраста мы можем сделать некоторые выводы:

  • слово – это основная значимая единица языка;
  • важнейшей особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений;
  • огромное значение для развития словаря у детей дошкольного возраста имеет задача перевода слов из пассивного словаря в активный;
  • в развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
  • развитие словаря детей дошкольного возраста имеет ряд значимых особенностей, которые были рассмотрены нами в этой главе.

В следующей главе мы рассмотрим методические основы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим в трудах различных исследователей.

 

 

 

Глава 2. Методические основы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

Методикой развития речи у детей дошкольного возраста занималось огромное количество ученых методистов. Непосредственно особенности формирования и развития словаря освещены в трудах: П.Ф. Бехтерева, Каптерева, Павлова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, Ю.С. Ляховской и многих других. Рассмотрим основные вопросы методики развития словаря у детей дошкольного возраста в общем и развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в частности.

    1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста

Словарная работа это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая освоение словарного состава языка.13

Развитие словаря это процесс  количественного и качественного  накопления слов, освоения их социального  опыта, закрепления значений.14 Оно происходит постепенно в процессе ознакомления с окружающим миром, в общении, во всех видах деятельности, в повседневной жизни.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском  саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной  и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
  3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
  4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста