Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа
Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41
На занятиях по развитию речи наблюдения ведутся преимущественно над языковым материалом, усилия детей направляются на усвоение звукового и буквенного оформления речевых единиц и уточнение их значений, тогда как на занятиях по ознакомлению с окружающим дети осваивают предметный мир необязательно опосредованно (через язык), действуют с предметами, практически узнают их свойства, функциональное назначение, строение. Не случайно материал занятий по развитию речи и занятий по ознакомлению с окружающим является тематически близким. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим при знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей – морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показывает изображения этих предметов на картинках, на муляжах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. Проводится экскурсия в ближайший овощной магазин или на рынок. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т.п.), действия, которые с ними выполняются.
Однако педагог не должен во что
бы то ни стало добиваться запоминания,
требовать многократного
Основными методами ознакомления детей с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические действия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, угадывание по описанию, рассказывание и т.п. Наблюдения организуются педагогом и воспитателями на занятиях и в свободное от занятий время – на прогулках и экскурсиях. От рассмотрения натуральных предметов и их изображений (картинок, муляжей, чучел и т.п.) дети переходят к просмотру диапозитивов, кинофильмов, детских спектаклей.
Педагоги должны стремиться, чтобы представления детей об объектах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о растениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходимо все факты показывать в разнообразных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически возвращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоенное в разных условиях.
По возвращении детей в
Педагоги подсказывают детям, о чем они могут рассказать своим родителям, когда отправляются домой; помогают им в оформлении сведений, напоминают о наиболее интересных фактах и событиях. Педагоги могут привлечь родителей к работе по обогащению представлений детей об окружающем мире, по расширению кругозора детей, настраивать их не столько на проведение занятий, дублирующих содержание работы и детском саду, сколько на проведение с детьми прогулок, экскурсий, посещение кинотеатров, музеев.
В каждой программе раздел по ознакомлению с окружающим предусматривает постепенное усложнение содержания работы по ознакомлению с окружающим. Поначалу материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлениях ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематически. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблюдений.
Подразделение на особые направления работы – природоведческое (ознакомление с неживой и живой природой), обществоведческое (жизнь людей в обществе), отчасти математическое (количественные, временные, пространственные отношения) начинается постепенно, а затем количественно и качественно укрупняется. Вместе с тем предполагается, что процесс ознакомления с окружающим является непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в содержание занятий. Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предметами, с использованием выразительной наглядности.
Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений разрушает стереотипное восприятие материала и повышает эмоциональное отношение к окружающему и изучаемому. Важным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям самых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.
Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализирует необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы категориального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного детства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.
Глава 3. Экспериментальное исследование по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
В предыдущих главах мы изучили теоретические и методические основы развития словаря у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим. В третьей главе нами будут описаны условия проведения и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в старшей группе детского сада №49 Калининского района г. Санкт-Петербурга, а также даны рекомендации по улучшению словарной работы с детьми.
Обследование уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
Цель эксперимента: определение уровня развития словаря у детей экспериментальной группы и на основе выводов разработка рекомендаций по улучшению словарной работы в процессе ознакомления с окружающим в данной группе детского сада.
Методы исследования, использованные в процессе эксперимента:
- беседы с воспитателями и детьми;
- тестирование детей;
- наблюдение за детьми в процессе деятельности – игровой и учебной;
- анализ результатов тестировани
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГДОУ №49 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В детском саду существуют массовые группы, оздоровительные группы, а также группы для детей с речевыми нарушениями. Воспитание и обучение в данном детском саду проводится по основным программам:
1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой;
2. Программа "Детство" созданная авторским коллективом РГПУ им. Герцена.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе, в которой занимаются дети в возрасте 5 – 6 лет. В качестве основной воспитателями была выбрана программа обучения и воспитания под редакцией Васильевой.18 В списке группы 25 человек – 11 девочек и 14 мальчиков. В нашем исследовании принял участие 21 ребенок, остальные не присутствовали во время эксперимента.
Суть нашего экспериментального исследования заключается в определении уровня развития словаря у детей выбранной нами группы в процессе ознакомления детей с окружающим и выработке рекомендаций для педагогов по улучшению данного вида педагогической деятельности по результатам нашего исследования.
Экспериментальная работа проводилась в течение двух недель. Сначала было проведено тестирование детей, затем нами проводились наблюдения за детьми в разных видах деятельности.
Эксперимент заключался в следующих этапах:
Целью перового этапа нашего эксперимента стало выявление уровня развития словаря у детей. После изучения методических разработок по обследованию речи детей Л.С.Выготского, О.Н.Усановой, М.А.Поваляевой, Грибовой О.Е., Т.А.Ткаченко нами были составлены задания для детей (приложение №1), которые были подобраны таким образом, чтобы оценить следующие критерии словарного развития детей:
- умение узнавать слова по признакам (задание отгадай загадки);
- сформированность процесса обобщения (задание разложить предметы одной группы по разным темам);
- умение объяснить свое понятие слова (подбор определений);
- умение обосновать свой выбор (что лишнее);
- использование различных частей речи.
С каждым ребенком по отдельности проводилось тестирование, результаты которого заносились в сводную таблицу (приложение №2 таблица №1). За каждый правильный ответ ребенок получал 1 небольшую наклейку, которая обозначала балл. Количество наклеек по каждому заданию и обозначало количество баллов, которые заносились в таблицу. Поощрения в виде наклеек были выбраны нами для того, чтобы дети положительно восприняли процедуру тестирования и были настроены на максимальный результат. Все заработанные наклейки были подарены детям.
При оценке результатов выявлялись уровни развития словаря у детей:
Низкий уровень развития словаря: 0 – 6 баллов
У детей этой группы бедный словарный запас, они испытывают трудности в выполнении заданий, часто уходят от ответов. Чаще всего наблюдается низкий уровень обобщений, недостаточное использование разных частей речи. В общении дети малоактивны, не задают вопросов, избегают объяснений.
Средний уровень развития словаря: 7-13 баллов
У детей со средним уровнем развития словаря ответы отличались большей образностью, дети чаще использовали сравнения, легче, свободнее оперировали своим словарем. В целом дети этой группы активны в разговорном общении, охотно отвечают на вопросы, требуют помощи в объяснительной речи.
Высокий уровень развития словаря: 14-20 баллов
Поиск нужного слова у детей с высоким уровнем развития словаря основывался на его значении, и правильность высказывания зависела от того, насколько точно передавал смысл выбранного слово. Речь детей имеет такие качества, как точность, правильность, выразительность. У детей существует умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. Дети этой группы проявляют активный интерес к выполнению заданий, чаще всего не требуют повторов условий заданий, самостоятельно справляются с большей частью заданий.
По итогам тестирования нами были получены следующие результаты:
Таблица №2. Уровни развития словаря в исследуемой группе детей
Низкий уровень развития словаря |
Средний уровень развития словаря |
Высокий уровень развития словаря |
4 человека |
7 человек |
10 человек |
В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога. К сожалению в группе есть дети, вообще плохо говорящие на русском языке, которые показали низкий уровень речевого развития и словарного запаса.
Большая часть детей, принимавших участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.
Во время выполнения первого задания многие дети отгадывали загадки, что говорит о том, что дети могут без труда узнавать различные понятия по их признакам. Загадка про метро вызвала у многих сначала недоумение, но после наводящих вопросов почти все с ней справились. К сожалению, были и такие дети, которые практически не смогли справится с данным заданием.
Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста