Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

На занятиях по развитию речи наблюдения ведутся преимущественно над  языковым материалом, усилия детей  направляются на усвоение звукового  и буквенного оформления речевых  единиц и уточнение их значений, тогда как на занятиях по ознакомлению с окружающим дети осваивают предметный мир необязательно опосредованно (через язык), действуют с предметами, практически узнают их свойства, функциональное назначение, строение. Не случайно материал занятий по развитию речи и занятий по ознакомлению с окружающим является тематически близким. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим при знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей – морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показывает изображения этих предметов на картинках, на муляжах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. Проводится экскурсия в ближайший овощной магазин или на рынок. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т.п.), действия, которые с ними выполняются.

Однако педагог не должен во что  бы то ни стало добиваться запоминания, требовать многократного повторения, проговаривания слов каждым ребенком. Отработка самого речевого материала будет иметь место на последующих занятиях по развитию речи. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и практических действий, пробудить воспоминания о том, где и когда с этими предметами им приходилось встречаться, зафиксировать в памяти, если дети их увидели впервые. Педагог организует и практическую деятельность с предметами (фрукты – моют, чистят, режут, едят; одежду – чистят, складывают, вешают, надевают, снимают и т. д.), игровую деятельность (игры «Магазин», «Одень куклу на прогулку»), изобразительную деятельность (рисуют, раскрашивают, делают аппликацию из готовых форм, лепят фрукты и т.п.).

Основными методами ознакомления детей  с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические действия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, угадывание по описанию, рассказывание и т.п. Наблюдения организуются педагогом и воспитателями на занятиях и в свободное от занятий время – на прогулках и экскурсиях. От рассмотрения натуральных предметов и их изображений (картинок, муляжей, чучел и т.п.) дети переходят к просмотру диапозитивов, кинофильмов, детских спектаклей.

Педагоги должны стремиться, чтобы представления детей об объектах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о растениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходимо все факты показывать в разнообразных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически возвращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоенное в разных условиях.

По возвращении детей в дошкольное учреждение из дома педагог должен стремиться выявить, что нового узнал  или увидел ребенок, находясь в кругу  семьи, гуляя на улице, посещая с  родителями магазины, мастерские, аптеки, кинотеатры и т.п. Доступными ему средствами ребенок может поделиться своими новыми впечатлениями, выразить отношение к увиденному, пережитому. Педагог помогает оформить его рассказ речевыми средствами, поощряет его желание узнать что-то новое и принести информацию в группу.

Педагоги подсказывают детям, о  чем они могут рассказать своим  родителям, когда отправляются домой; помогают им в оформлении сведений, напоминают о наиболее интересных фактах и событиях. Педагоги могут привлечь родителей к работе по обогащению представлений детей об окружающем мире, по расширению кругозора детей, настраивать их не столько на проведение занятий, дублирующих содержание работы и детском саду, сколько на проведение с детьми прогулок, экскурсий, посещение кинотеатров, музеев.

В каждой программе раздел по ознакомлению с окружающим предусматривает постепенное усложнение содержания работы по ознакомлению с окружающим. Поначалу материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлениях ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематически. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблюдений.

Подразделение на особые направления  работы – природоведческое (ознакомление с неживой и живой природой), обществоведческое (жизнь людей в обществе), отчасти математическое (количественные, временные, пространственные отношения) начинается постепенно, а затем количественно и качественно укрупняется. Вместе с тем предполагается, что процесс ознакомления с окружающим является непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в содержание занятий. Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предметами, с использованием выразительной наглядности.

Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений разрушает стереотипное восприятие материала и повышает эмоциональное отношение к окружающему и изучаемому. Важным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям самых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.

 

Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов  в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализирует необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы категориального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного детства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное исследование по определению уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

В предыдущих главах мы изучили теоретические и методические основы развития словаря у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим. В третьей главе нами будут описаны условия проведения и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в старшей группе детского сада №49 Калининского района г. Санкт-Петербурга, а также даны рекомендации по улучшению словарной работы с детьми.

Обследование уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

Цель эксперимента: определение  уровня развития словаря у детей  экспериментальной группы и на основе выводов разработка рекомендаций по улучшению словарной работы в процессе ознакомления с окружающим в данной группе детского сада.

Методы исследования, использованные в процессе эксперимента:

- беседы с воспитателями и  детьми;

- тестирование детей;

- наблюдение за детьми в процессе деятельности – игровой и учебной;

- анализ результатов тестирования и наблюдения.

Экспериментальное исследование проводилось  на базе ГДОУ №49 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В детском саду существуют массовые группы, оздоровительные группы, а также группы для детей с речевыми нарушениями. Воспитание и обучение в данном детском саду проводится по основным программам:

1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой;

2. Программа "Детство" созданная авторским коллективом РГПУ им. Герцена.

Экспериментальная работа проводилась в старшей группе, в которой занимаются дети в возрасте 5 – 6 лет. В качестве основной воспитателями была выбрана программа обучения и воспитания под редакцией Васильевой.18 В списке группы 25 человек – 11 девочек и 14 мальчиков. В нашем исследовании принял участие 21 ребенок, остальные не присутствовали во время эксперимента.

Суть нашего экспериментального исследования заключается в определении уровня развития словаря у детей выбранной нами группы в процессе ознакомления детей с окружающим и выработке рекомендаций для педагогов по улучшению данного вида педагогической деятельности по результатам нашего исследования.

Экспериментальная работа проводилась  в течение двух недель. Сначала было проведено тестирование детей, затем нами проводились наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

Эксперимент заключался в следующих  этапах:

  1. Тестирование детей.
  2. Наблюдение за детьми в процессе деятельности в группе и на прогулках, на занятиях с воспитателем.
  3. Разработка выводов и рекомендаций.

Целью перового этапа нашего эксперимента стало выявление уровня развития словаря у детей. После изучения методических разработок по обследованию речи детей Л.С.Выготского, О.Н.Усановой, М.А.Поваляевой, Грибовой О.Е., Т.А.Ткаченко нами были составлены задания для детей (приложение №1), которые были подобраны таким образом, чтобы оценить следующие критерии словарного развития детей:

- умение узнавать слова по  признакам (задание отгадай загадки);

- сформированность процесса обобщения (задание разложить предметы одной группы по разным темам);

- умение объяснить свое понятие слова (подбор определений);

- умение обосновать свой выбор (что лишнее);

- использование различных частей речи.

С каждым ребенком по отдельности проводилось тестирование, результаты которого заносились в сводную таблицу (приложение №2 таблица №1). За каждый правильный ответ ребенок получал 1 небольшую наклейку, которая обозначала балл. Количество наклеек по каждому заданию и обозначало количество баллов, которые заносились в таблицу.  Поощрения в виде наклеек были выбраны нами для того, чтобы дети положительно восприняли процедуру тестирования и были настроены на максимальный результат. Все заработанные наклейки были подарены детям.

При оценке результатов выявлялись уровни развития словаря у детей:

Низкий уровень развития словаря: 0 – 6 баллов

У детей этой группы бедный словарный запас, они испытывают трудности в выполнении заданий, часто уходят от ответов. Чаще всего наблюдается низкий уровень обобщений, недостаточное использование разных частей речи. В общении дети малоактивны, не задают вопросов, избегают объяснений.

Средний уровень развития словаря: 7-13 баллов

У детей со средним уровнем  развития словаря ответы отличались большей образностью, дети чаще использовали сравнения, легче, свободнее оперировали своим словарем. В целом дети этой группы активны в разговорном общении, охотно отвечают на вопросы, требуют помощи в объяснительной речи.

Высокий уровень развития словаря: 14-20 баллов

Поиск нужного слова у детей с высоким уровнем развития словаря основывался на его значении, и правильность высказывания зависела от того, насколько точно передавал смысл выбранного слово. Речь детей имеет такие качества, как точность, правильность, выразительность. У детей существует умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. Дети этой группы проявляют активный интерес к выполнению заданий, чаще всего не требуют повторов условий заданий, самостоятельно справляются с большей частью заданий.

По итогам тестирования нами были получены следующие результаты:

Таблица №2. Уровни развития словаря в исследуемой группе детей

Низкий уровень развития словаря

Средний уровень развития словаря

Высокий уровень развития словаря

4 человека

7 человек

10 человек


В процессе выполнения заданий  некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в  простом повторении инструкции к  заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога. К сожалению в группе есть дети, вообще плохо говорящие на русском языке, которые показали низкий уровень речевого развития и словарного запаса.

Большая часть детей,  принимавших участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.

Во время выполнения первого  задания многие дети отгадывали загадки, что говорит о том, что дети могут без труда узнавать различные  понятия по их признакам. Загадка про метро вызвала у многих сначала недоумение, но после наводящих вопросов почти все с ней справились. К сожалению, были и такие дети, которые практически не смогли справится с данным заданием.

Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста