Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление уровня и особенностей развития слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по проблеме развития слуховой образной памяти у детей с нарушением зрения;
2. Подбор и реализация методик для выявления уровня развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Оформление полученных данных в виде курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ………………………….................................................................
1.1. Память как психический процесс, слуховая образная память……………………………………………………………….
1.2. Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………
1.3. Особенности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения…...…………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.………………………………………………..
2.1. Организация и содержание исследования слуховой образной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения……………………………………………………………….
2.2. Анализ и результаты исследования слуховой образной памяти
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Сурнина.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

       В заключение  определяется объем кратковременной  слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках таблица 2 (приложение 1).

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно  воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно  воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно  смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем  воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в  среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем  воспроизвел от 0 до 2 цифр.

 

 

Методика "Выучи  слова"

      С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

         Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток (приложение №2).

         Результаты заучивания ряда слов представляются в таблице №3 (приложение 3)

Оценка результатов 

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов  - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 -7 слов.

2-3 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4 -5 слов.

0-1 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития к методикам «Запомни цырры» и «Выучи слова».

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

    1. баллов – очень низкий.

Результаты исследования представлены в следующем параграфе.

 

    1. Анализ исследования памяти у детей старшего дошкольного возраста

 

        Исходя из задач исследования, нами был проведен анализ и интерпретация полученных  в результате экспериментальной работы данных.              Полученные в результате обследования уровня сформированности слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и с сохранным зрением данные были сведены в общую таблицу (Таблица 1).                                                                                        

         ТАБЛИЦА 1

Сводные результаты уровня сформированности слуховой образной памяти

испытуемых по двум методикам (в % от общего количества)

 

Группы

Уровни

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Экспериментальная группа 1 ( с нарушениями зрения)

10

25

50

15

-

Экспериментальная группа 2 (с сохранным зрением)

10

30

45

15

-


 

      Для большей наглядности результаты диагностического обследования уровня слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 Оценка уровня слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

   Данные табл. 1 и рис.1 наглядно показывают, что уровень развития слуховой образной памяти по методикам «Запомни цифры» и «Выучи слова» детей экспериментальных групп находятся на относительно одинаковом уровне: очень высокий и высокий показало 40%, средний – 47%, низкий – 15%, детей с очень низким уровнем развития слуховой образной памяти не было выявлено.

Для детей, имеющих высокий уровень  развития слуховой образной памяти, характерна быстрая скорость запоминания и воспроизведения объектов. Дошкольники демонстрировали высокую продуктивность воспроизведения. Дети принимали, усваивали и удерживали  задачу в течение всей деятельности. При этом дети называли предметы и цифры, не выделяя их отдельные характеристики. Дошкольники внимательно слушали инструкцию и следовали ей до конца выполнения задания. Они были увлечены процессом выполнения предложенного им задания на протяжении всей диагностики.

Дети, имеющие средний уровень  развития слуховой образной памяти с разной скоростью запоминали предъявляемые образы. Отмечалась сниженная продуктивность воспроизведения. При запоминании они использовали открытое повторение в 33% случаях. Дошкольники не проявляли интереса к предложенной им деятельности, невнимательно слушали инструкцию и выполняли задание.

Дошкольники, имеющие низкий уровень развития слуховой образной памяти принимали задачу запомнить-припомнить, но не всегда удерживали её конца. У детей отмечалась сниженная произвольность поведения, выражающаяся в повышенной отвлекаемости при выполнении задания. Также для них характерна пониженная заинтересованность в выполнении задания, либо её полное отсутствие. У детей с низким уровнем развития слуховой образной памяти наблюдалась тревожность в поведении. Это проявлялось в защитной позе детей, в избегании контакта «глаза в глаза», в неуверенном воспроизведении, дети интересовались у исследователя в правильности их выбора.

Итак, результаты психодиагностического  исследования позволили нам выделить следующие особенности развития слуховой образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:

1.Уровень развития слуховой образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения тяготеет к средним показателям, что незначительно отличается от уровня слуховой образной памяти детей с сохранным зрением;

     2. Имеются  индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала как у детей с нарушениями зрения, так и у детей с сохранным зрением. Дети с патологией зрения в основном использовали открытое или закрытое повторение материала; устанавливали ассоциативные связи между словами.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы мы пришли к следующим выводам.

Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.

Проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь слуховой памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.

       Слуховая  образная память – это кладовая  опыта, пережитого ребенком и  чем-то ему ценного. В процессе развития что-то забывается, сохраняется только образы: звуки. Слуховая образная память у ребенка развивается в процессе естественного отбора. Данный вид памяти  является ведущей линией лишь в дошкольном и младшем школьном возрасте.

        Слуховая образная память старших дошкольников в основном носит непроизвольный характер, хотя произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.

       В развитии слуховой образной памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.   

        Процесс  становление и развитие слуховой образной памяти у детей с нарушениями зрения протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся. Оно связан с поэтапным созреванием отдельных мозговых структур. В условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.

        В  практической части данной работы  было проведено исследование  особенности слуховой образной  памяти детей с нарушениями  зрения и детей с сохранным  зрением. Исследование проводилось  с 13.05.2013 года по 24.05.2013 года на  базе МБЛОУ «Детский сад №30»   и  МБДОУ «Детский сад №  213» города Барнаула. В исследовании  приняло 10 детей старшего дошкольного  возраста, имеющие заключение психолого-медико- педагогической комиссии о наличии у них нарушения зрения и 10 детей старшего дошкольного возраста с сохранным зрением.

    Проведенное исследование  выявило, что уровень развития слуховой образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения тяготеет к средним показателям, что незначительно отличается от уровня слуховой образной памяти детей с сохранным зрением.

Таким образом, проведенный эксперимент  позволил подтвердить предположение  о том, что слуховая образная память детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения зависит  от индивидуальных особенностей детей. Индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала  имеются, как у детей с нарушениями зрения, так и у детей с сохранным зрением. И зависят от скорости созревания различных образований головного мозга,  и от темпа развития левого и правого полушарий.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Айзман Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья - www.zdd.1september.ru

2.

Безруких М. М., Ефимова  С. П., Князева М. Г. Что такое память и как она    развивается. – www.logoburg.com.

3.

Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение, 1964.- 288с.

4

Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч.: В 6-ти         томах. – М.:ЭКСПО-ПРЕСС, 2000.- 1008с.

5.

Дети   с   глубокими  нарушениями зрения. /Под ред. М. И. Земцова, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967, с. 279-282.

6.

Гамезо М.В., Домашенко И.А.  Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 276с.

7.

Ермаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с   нарушением зрения. – М.:ВЛАДОС, 2000.- 240с.

8.

Занков Л.В. Память. М.: ВЛАДОС, 2001.- 176с.

9.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание, М., 1978 . – 169с.

10.

Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное  изучение соотношения типов и  видов памяти у слепых, слабовидящих и нормальновидящих. В кн. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. – Л., 1981.- 69-83с.

11.

Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении  разных видов и сторон памяти в  дошкольном возрасте // Возрастные и  индивидуальные различия памяти / Под  ред. А.А.Смирнова. – М., 1967.- с.75-80.

12.

Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 366с.

13.

Крылов А.А., Маничева С.А.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000.- 89с.

14.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 237с.

15.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Директ-Медиа, 2008. – 1042с.

16.

Литвак А.Г.   Практикум  по  тифлопсихологии  // А. Г. Литвак, В.Н. Сорокин, Г. П. Головина – М.,1989.-110с.

17.

Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.- 208с.

18.

Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.-     255с.

19.

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во МГУ, 1976 – 255с.

20.

Макселон Ю. Психология. – М.: Просвещение, 1998. -  126с.

21.

Минюрова С. А. Развитие памяти у детей 3-10лет. – www.karapuz.kz.

22.

Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов и пед. училищ. Под.ред. Л. А, Венгера. М.: Просвещение, 1975. – 239с.

23.

Немов Р. С. Психология, т. 3. М.: ВЛАДОС, 2004 -631с.

24.

Подугольникова   Т. А.,   М. Ф.  Носова.    Оценка     уровня      развития кратковременной   образной   памяти  у   дошкольников   с   нарушениями  бинокулярного зрения// Дефектология. – № 1. – 2003. -67-74с.

25.

 Солнцева Л.И. Введение в    тифлопсихологию    раннего,        дошкольного и школьного возраста М., 1997.

26.

Солнцева Л.И. Развитие   компенсаторных   процессов    у    слепых  детей    дошкольного возраста. – М., 1980

27.

Солнцева Л. И.  Психология     детей   с   нарушениями    зрения ( детская тифлопсихология). - М.,2006.-136с.

28.

Рубинштейн С. Л. Основы  общей     психологии.  – СПб.:Питер, 2005. – 720с.

29.

Хрестоматия     по   общей    психологии.   Психология     памяти.  / Под ред.   Ю.Б. Гиппенрейтор, В.Я.Романова. М., 1979

30.

Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.- 1053с.

Информация о работе Развитие слуховой образной памяти у детей дошкольного возраста