Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

Уже из этой первой формы связи фантазии и  реальности легко видеть, в какой  степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению  с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением  этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и  располагает ее данные все в новые  и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается, в конечном счете, на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая кодами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Второй формой связи  фантазии и реальности является другая, более сложная связь – связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Когда человек на основании изучения и рассказов историков или путешественников составляет себе картину Великой французской революции или африканской пустыни, то в обоих случаях картина является результатом творческой деятельности воображения. Она не воспроизводит того, что было человеком воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.

В этом смысле она всецело подчиняется тому первому закону, который был описан выше. И эти продукты воображения  состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности, и нужен  большой запас прежнего опыта  для того, чтобы из его элементов  можно было построить эти образы. Зависимость воображения от прежнего опыта обнаруживается здесь с  исключительной ясностью. Но вместе с  тем в этих построениях фантазии есть и нечто новое, что отличает их очень существенно от разобранного выше сказочного отрывка Пушкина. И  картина лукоморья с ученым котом, и картина африканской пустыни, которой человек не видел, суть одинакового  построения воображения, созданные  комбинирующей фантазией из элементов  действительности. Но продукт воображения, сама комбинация этих элементов, в одном  случае является нереальной (сказка), в  другом случае самая связь этих элементов, сам продукт фантазии, а не только его элементы, соответствуют какому-то явлению действительности. Вот эта  связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением и представляет эту вторую или высшую форму связи фантазии с реальностью.

Такая форма  связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Если бы никто никогда не видел и не описал африканской пустыни и французской революции, то правильное представление о ней для нас было бы совершенно невозможным. Только потому, что человеческое воображение работает в этих случаях не свободно, но направляется чужим опытом, действует как бы по чужой указке, только благодаря этому может получиться тот результат, который получается в настоящем случае, т. е. то, что продукт воображения совпадает с действительностью.

В этом смысле воображение  приобретает очень важную функцию  в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может  вообразить то, чего он не видел, может  представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен  узким кругом и узкими пределами  своего собственного опыта, а может  выходить далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой  исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. Когда мы читаем газету и узнаем о тысяче событий, свидетелями которых мы непосредственно не были, когда ребенок изучает географию или историю, когда мы просто из письма узнаем о том, что происходит с другим человеком, - во всех этих случаях наше воображение обслуживает наш опыт.

Получатся двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение  опирается на опыт, то во втором сам  опыт опирается на воображение.

Третьей формой связи между  деятельностью воображения и  реальностью является эмоциональная  связь. Эта связь проявляется двойным образом. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств. С одной стороны, эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами. Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Когда пословица говорит, что пуганая ворона куста боится, она имеет в виду именно это влияние нашего чувства, окрашивающее восприятие внешних предметов. Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость - белым, спокойствие - голубым, восстание - красным. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая: обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.

Это влияние эмоционального фактора  на комбинирующую фантазию психологи  называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

В качестве простейшего примера такого сочетания  образов, имеющих общий эмоциональный  знак, можно привести обычные случаи сближения каких-либо двух различных  впечатлений, не имеющих между собою  решительно ничего общего, кроме того, что они вызывают в нас сходные  настроения. Когда мы называем голубой  тон холодным, а красный - теплым, то мы сближаем впечатление голубого и холодного только на том основании, что они вызывают в нас сходные  настроения. Легко понять, что фантазия, руководимая таким эмоциональным  фактором, - внутренней логикой чувства, будет представлять собою наиболее субъективный, наиболее внутренний вид  воображения.

Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо следующим образом.

«Все формы  творческого воображения, - говорит  он, - заключают в себе аффективные  элементы». Это значит, что, всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует  само по себе действительности, то все  же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством. Представим себе простейший случай иллюзии. Входя  в сумерках в комнату, ребенок  принимает по иллюзии висящее  платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями. Нечто подобное происходит и со всяким решительно фантастическим построением, и именно этот психологический закон  должен объяснить нам, почему такое  сильное действие оказывают на нас  художественные произведения, созданные  фантазией их авторов.

Страсти и  судьбы вымышленных героев, их радость  и горе тревожат, волнуют и заражают нас, несмотря на то, что мы знаем, что  перед нами не реальные события, а  вымысел фантазии. Это происходит только потому, что эмоции, которыми заражают нас со страниц книги  или со сцены театра художественные фантастические образы, совершенно реальны  и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто простая  комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает  музыку, целый сложный мир переживаний  и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка  и составляет психологическую основу искусства музыки.

Остается  еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма одной стороной тесно связана с только что описанной, но другой - существенно отличается от нее. Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Такое воображение  становится действительностью. Примерами  такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое  техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим  воображением человека, они не соответствуют  никакому существующему в природе  образцу, но они обнаруживают самую  убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались  столь же реальными, как и остальные  вещи, и оказывают свое воздействие  на окружающий их мир действительности.

  • Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый  возраст занимает важную фазу в общем  процессе становления человека как  личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно  сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать  различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового» возраста, практически  приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого  периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха  детства, с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются  некоторые особенности детей  данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор Кулагина И.Ю. в своей работе «Возрастная психология».

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в  процессе обучения такими мыслительными  операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Как утверждает Кулагина И.Ю., рассматривая особенности  подросткового возраста, в связи  с повышением интеллектуального  развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как выделяет Кулагина И.Ю., «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.

Развитие  творческих способностей находится  в тесной взаимосвязи с таким  психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал  и Выготский Л.С. Он говорил о  том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в  сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Выготский Л.С. отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно  субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток  прячет свои фантазии «как сокровенную  тайну и охотнее признается в  своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Направление развития воображения по первой линии, ориентированной  на продукт, на объективный результат  и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков - задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению  понятий, к гибкости мышления, легкости генерирования идей, способности  к предвидению в основу которых  исследователь психологии творчества А.Н. Лук ложил творческое воображение.

Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности