Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности обучающегося на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного  мышления, чувств, восприятия. Необходимое  условие этой активности – наличие  осознанной цели: стремление создать  оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях  по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации предыдущего опыта.

В 60-70 гг. и  по настоящее время проблемой  целенаправленного и активного  воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под  руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности  могут быть представлены и как  специальные задачи обучения деятельности.

    • Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).
    • Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
    • Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
    • Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Выделенные  выше художественно-творческие способности  представляют собой или своеобразие  психических процессов, участвующих  в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе  определения содержания, структуры  способностей к изобразительной  деятельности среди них отчетливо  можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.

  • Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста.

«Традиционная система образования озабочена  тем, чтобы дать учащимся некоторую  сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем  материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности  Лук А.Н.. Действительно, зачастую учитель  требует от ученика лишь воспроизведения  тех или иных знаний, выданных ему  в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические  способности учащихся и зачастую воспитывает из школьников «зубрилок». Эта выпуклость нашего образования  выступает во всех своих недостатках  очень часто. Так, на интеллектуальных международных школьных олимпиадах наши подростки и юноши проявляли  достаточно высокий уровень эмпирических знаний, но не могли справиться с  таким, например, вопросом: «Почему  в СССР крышки канализационных люков  круглые, а в США квадратные?». Для ответа на этот и подобные вопросы  необходимо было применить умение решения  творческих задач, залогом такого умения служит достаточная развитость творческих способностей. В частности этот пример иллюстрирует низкий уровень развития способности к преодолению функциональной привязанности объекта. Объектом в  данном случае является качество предмета – его форма.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».

Дело в  том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно  творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом  анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются  творческие способности. Если учитель  не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет  требовать только знаний репродуктивного  уровня. Если же учитель сам человек  творческий, то он стремиться и умеет  организовать творческую деятельность учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд  требований к деятельности, развивающей  способности, которые и являются условиями их развития.

Особо среди  таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание творчества».

Для того чтобы школьники  не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что  подросток стремится к решению  максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или придерживаться «принципа спирали».

Ещё одним  важным условием для развития именно творческих способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как  подчёркивал он, многие качества, необходимые  творческой личности – художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного  попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными  особенностями развития личности подростка  стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к  общению через результаты творчества.

Наилучшей применительно  к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно  значимого результата.

Для этого  важно, чтобы подростку было что  сказать участникам общения, чтобы  он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом  является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив  школы, и т.д.

Традиционные  же объективные условия возникновения  в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе.

Применение  проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у  учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую  направленность мысли на самостоятельное  решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение  учеников в самостоятельную поисковую  деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно  ведет к развитию стремления к  познанию и творческой активности учащихся.

Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения  такого знания на основе имеющегося, которым  он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

Итак, творческие способности развиваются и проявляются  в процессе творческой деятельности. Но что такое творческая деятельность вообще?

Творчество или творческая деятельность – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Так определяет творчество психологический словарь. По словам Пономарева Я.А. в творчестве необходимо различать два рода критериев – психологические и социологические. Т.е. создаваемое новое является новым и для создающего и для всех. Но не секрет, что детское творчество не является творчеством в полной мере. Дело в том, что детское творчество является таковым только в психологическом отношении – ребенок создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Но отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение». Т.е. детское творчество – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях ещё не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности».

Итак, для  того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться  творческие способности учащихся, нет  иного способа, кроме практического  решения творческих задач, это требует  наличия у ребёнка творческого  опыта и, в то же время способствует его приобретению. Одно из условий  передачи творческого опыта, необходимость  конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие  условия для творческого решения.

Понятие «педагогическая ситуация» неоднозначно оно употребляется по отношению к двум несколько разным явлениям. Во-первых, это «кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой или классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений». И второе значение «совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе». Именно в этом значении мы подразумеваем их в нашей работе. Целью создания педагогических ситуаций вообще является развитие учащегося как субъекта общественной и трудовой деятельности. А значит развитие его предметно - деятельностных и межличностных способностей.

В.А. Левин  подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления  его о себе, о мире, о людях  окружающих его и т.д., а не служить  безликим памятником умения владеть  технологиями.

Рассмотрение  условий развития творческих способностей подростков позволяет нам выделит  пути реализации их развития в процессе изучения искусства и изобразительной  деятельности в школе. Первый – организация  учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём  создания педагогических ситуаций творческого  характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся 5 – 7 классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении истории искусства, биографий великих  художников, архитекторов и скульпторов  – к творческой деятельности.

  • Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Рисование является едва ли не самым интересным видом  творческой деятельности детей любого школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые  питают источник творческой мысли. Другими  словами, чем больше мастерства в  детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Рисуя, обучающийся развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы обучающегося, что создает благоприятные условия для становления и развития навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики и других дисциплин.

Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности