Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • Развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач  предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном  искусстве и красоте вокруг нас.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут  выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

В I классе детей  учат определять и называть цвета, в  которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями  холодных и теплых цветов, а также  цветового тона. В III-IV классах учителя  продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают  их духовно, развивают художественный вкус. В V-VIII классах обучающиеся должны научиться применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению, владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне, развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни, получить творческий опыт в построении тематических композиций, получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры и др.

В разделе  «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании  с натуры, по памяти и по представлению  акварельными или гуашевыми красками.

Давая учащимся, возможность почувствовать всю  цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия  по живописи помогают им становиться  духовно богаче, щедрее душой, развивают  художественный вкус.

По разделу  «Живопись» обучающихся продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать  красоту цвета.

В содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также  выполнение набросков по памяти и  представлению отдельных предметов  быта простой формы, выполнение набросков.

Занятия на уроках изобразительного искусства  раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: гармоничности  цветовой окраски, соразмерности и  пропорциональности строения форм.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись – это стержневые основы художественного  отображения действительности.

Программа по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.

Творческое отношение  учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Решение проблемы формирования «зоркости души» ребёнка, которая является для учителей основной целью.

В ходе занятий  школьники выполняют задания  разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что  помогает школьникам быстро осваивать  работу разными художественными  материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.

Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько  стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми. Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:

  • Активизацию накопленного жизненного и культурного опыта
  • Освоение способов построения художественной формы

Материал первого рода – это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение обучающихся имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача – замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел – задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

Из выше изложенного  можно сделать вывод, что программа  по развитию творческой личности на уроках ИЗО предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам. Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению.

 

 

 

Заключение

Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные  исследования, посвященные творческому  воображению, относятся к концу XIX - началу XX веков. Проведенный нами анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских  работ показывает существование  разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими  психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей  деятельности человека. Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных  исследователей относят творческое воображение к высшим психическим  процессам. Становление творческого  воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано  с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение  практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.

Таким образом, творчество является одним из центральных  процессов в психической жизни  обучающихся. Не смотря на то, что при обучении в школе школьникам в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной  из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого  и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет  выдвинуть предмет изобразительное  искусство на передний план, как  основу благодатной почвы для развития личности в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967. - 74 с.
  2. Богословский В.В. Общая психология. - М., 1981. - 635 с.
  3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995. - 190 с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996. - 275с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - 378 с.
  6. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 2000. - 250 с.
  7. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
  8. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста.
  9. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
  10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи.




Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности