Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.
Введение……………………………………………….………......………….........3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6
1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11
1.3.Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..…14
1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18
Выводы по первой главе…………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…… …...………….32
2.2. Программа развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28
2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста и динамики его развития………………………………………………….……….29
Выводы по второй главе…………………………...……………………………37
Выводы……………………………………………………………………..…….38
Заключение…………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы……………………………………………43
Приложение……………………………………………………………………….45
В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности. Ребенок в игре развивается, а следовательно в игре складывается и развивается и воображение ребенка. По мнению Матюхиной М.В. "воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни"[7, с.70] . О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.
Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
1) ребенок может преобразовывать
воспринимаемые предметы, т.е. в
одном предмете он видит
2) воображение ребенка
3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
4) ребенок комбинирует образы, т.е.
начинает формироваться
Так как развитию творческого воображения
дошкольников способствуют различные
виды деятельности, такие, как игра,
конструирование, лепка, рисование, то
особенность образов, которые создает
ребенок, состоит в том, что они
не могут существовать самостоятельно.
Им нужна внешняя опора в
В.С. Мухина, говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что "на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней" [8, с.245].
По мнению В.С. Мухиной в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.
Формируясь в игре, творческое воображение
переходит так же и в другие
виды деятельности дошкольника: рисование,
сочинение сказок, стишков. Большое
значение в развитии творческого
воображения имеет детское
В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят то, что уже известно. В таких случаях детские воспроизведения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. В.С. Мухина отмечает, что "сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца" [8, с.246].
По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что "достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа" [17, с.36].
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
Авторы считают, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.
В период с трех до четырех лет ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.
В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом.
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Детское воображение – это, прежде всего, творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.
Выводы по первой главе
Воображение
представляет собой особую
Существует несколько определённых классификаций видов воображения: по степени активности субъекта воображения; по предмету, материалу деятельности.
Изучением воображения, как психического процесса, занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным.
Так, А.В. Брушлинский справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае в современной науке". Большинство авторов (Л.С. Выготский; СЛ. Рубинштейн; А.В. Петровский; А.Я. Дудецкий и др.) отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности.
Фактором формирования
В воображении
дошкольника играет большую роль общий
замысел, словесно формулируемый воспитателем
или коллективом играющих детей. Этому
замыслу он начинает подчинять свои действия.
В процессе функционирования
Глава
2. Экспериментальное исследование развития
творческого воображения детей дошкольного
возраста
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №138» г. Омска.
В исследовании принимало участие 17 детей подготовительной группы:
Эксперимент проводится в 3 этапа:
В ходе первого и третьего этапов эксперимента проводится исследование развития творческого воображения детей с использованием следующих методик:
1. Методика студии «Фантик», направленная на выявление развития воображения и творческих способностей у детей, «На что похоже?».
Детям предлагается,
рассматривая рисунок на фантике,
постараться увидеть в
Низкий уровень – ребенок в рисунке видит реальные предметы ( или 2); повторяет ответы других детей; названия придумать не может.
Средний уровень - ребенок перечисляет все предметы, объединяет их в придуманную им ситуацию; придумывает название по какой-либо детали.
Высокий уровень – ребенок находит в рисунке какую-либо часть, деталь, и на основе этого у него возникает образ , иногда очень отдаленный от задуманного художником, может придумать название, объединив все детали рисунка.
2. Методика О. М. Дьяченко. Диагностика уровня развития творческого воображения в форме игры «Волшебные картинки».
Детям предлагаются последовательно 10 карточек, на каждой из которых нарисована фигура. Фигуры представляют собой контуры элементов предметных изображений (например силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) и простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник и т.п.). Попросить ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Используется два комплекта фигур. Один из них предлагается на первом этапе эксперимента, другой на контрольном этапе.
Перед обследованием
экспериментатор говорит
Ребенку
дается простой карандаш и карточка
с фигуркой. После того как ребенок
дорисовал фигурку его
Затем
последовательно (по одной) предъявляются
остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то
на первой фигурке ему показываются
несколько вариантов
Производится качественная оценка уровней выполнения задания. Выделяется шесть уровней развития творческого воображения:
0 - ребенок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое.
1 - ребенок
дорисовывает фигуру на карточке
так, что получается изображение
отдельного объекта (дерево и
т.п.), но изображение контурное,
схематическое¸ лишенное
2 – ребенок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 – ребенок
изображает отдельный объект,
но уже включает его в
какой-нибудь воображаемый сюжет
(не просто девочка, а девочка
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста