Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.
Введение……………………………………………….………......………….........3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6
1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11
1.3.Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..…14
1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18
Выводы по первой главе…………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…… …...………….32
2.2. Программа развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28
2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста и динамики его развития………………………………………………….……….29
Выводы по второй главе…………………………...……………………………37
Выводы……………………………………………………………………..…….38
Заключение…………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы……………………………………………43
Приложение……………………………………………………………………….45
Анализ результатов исследования развития творческого воображения представлен на рис. 4.
А) Констатирующий этап эксперимента Б) Контрольный этап эксперимента
Рис.4. Уровень развития творческого воображения у детей на констатирующем и контрольном этапах
Как видно из рисунка 4, в значительной степени увеличилось количество детей в группах 3, 4 и 5 уровня (соответственно на 17,6% в 3,4-ой и 5,9% в 5-ой) и уменьшилось в группах более низких уровней, что свидетельствует о повышении степени развития творческого воображения у детей в ходе проведенной работы.
Выводы по второй главе
В результате
проведенной работы по развитию творческого
воображения увеличилось
Это свидетельствует о том, что у детей появился интерес к выполнению творческого задания и обогатились методы творческой работы с материалом. Улучшились показатели, характеризующие уровень развития творческого воображения. Увеличилось количество детей в группах 3, 4 и 5 уровня (соответственно на 17,6% в 3,4-ой и 5,9% в 5-ой) и уменьшилось в группах более низких уровней, что свидетельствует о повышении степени развития творческого воображения у детей в ходе проведенной работы. Исследование, проведенное по методике О. М. Дьяченко, дающей больше возможностей для выявления даже незначительных изменений уровня развития творческого воображения, показало, что уровень творческого воображения улучшился у 13 детей экспериментальной группы, что составляет 76,5% и свидетельствует об эффективности предложенной программы.
Выводы
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Психологи доказали, что воображение
широко включено в творческую деятельность
человека на различных этапах его
жизни. Особенно значимым становится выявление
специфики воображения, закономерностей
его развития и становления при
изучении дошкольного детства, так
как именно в этот период, как
указывал Л.С. Выготский, закладываются
основы развития данного процесса.
На значение воображения, фантазии в
жизни ребенка указывали
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер. В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.
Исходя из актуальности темы мы предположили, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №138» г. Омска.
В исследовании принимало участие 17 детей подготовительной группы. Исследование продолжалось в течении четырех недель. Эксперимент проводится в 3 этапа: на констатирующем этапе мы определили базовый уровень развития творческого воображения; на формирующем этапе проводилась работа по развитию воображения по специально разработанной программе, которая рассчитана на 6 групповых занятий с детьми длительностью не более часа, проводимых 1 раз в неделю; на контрольном этапе определялся уровень развития творческого воображения после проведенной работы.
В ходе первого и третьего этапов эксперимента проводится исследование развития творческого воображения детей с использованием следующих методик: методика студии «Фантик», направленная на выявление развития воображения и творческих способностей у детей, «На что похоже?». Методика О. М. Дьяченко диагностика уровня развития творческого воображения в форме игры «Волшебные картинки».
В результате
проведенной работы по развитию творческого
воображения увеличилось
Таким образом, можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.
Заключение
Исследовательская
работа по теме данной курсовой работы
позволяет сделать следующие выводы. Была
проанализирована научная литература
по теме исследования. Нами было отмечено,
что воображение является сложным и особым
психическим процессом и поэтому до сих
пор не существует устойчивого и общепринятого
определения. Однако, все авторы согласны
в том, что главной и существенной характеристикой
воображения является способность человека
создавать новые образы.
Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение, критическое, воссоздающее и эмпатия.
Использование при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста тренинго-игровых методик позволяет создать на занятии условия дающие возможности для свободы действий ребенка, раскрытия перед дошкольником возможностей раскрепощения интеллектуальных ресурсов, расширения поля сознания, укрепления веры в свои силы, развития творческой активности, таланта к общению, этических и нравственных основ поведения. Эти условия позволяют создать возможности для более полного самораскрытия ребенка, а соответственно для развития нестандартности и оригинальности мышления, более свободного создания образов, и вообще творческой свободе.
В результате проведенной работы показатели уровня развития творческого воображения у детей значительно увеличились. Количество детей с высоким уровнем развития воображения увеличилось на 25%, а показавших низкий – уменьшилось на 5%. Количество детей, показавших средний уровень развития творческого воображения, также уменьшилось на 20 %.
Увеличилась вариативность действий детей с материалом для задания, длительность работы с ним, свобода и разнообразие производимых действий при выполнении творческого задания. Характер выполнения творческого задания улучшился у 23,5 % детей. Это свидетельствует о том, что у детей появился интерес к выполнению творческого задания и обогатились методы творческой работы с материалом.
Улучшились показатели, характеризующие уровень развития творческого воображения. Увеличилось количество детей в группах 3, 4 и 5 (более высокого уровня) (соответственно на 17,6% в 3,4-ой и 5,9% в 5-ой) и уменьшилось в группах более низких уровней, что свидетельствует о повышении степени развития творческого воображения у детей в ходе проведенной развивающей работы. Уровень творческого воображения улучшился у 13 детей экспериментальной группы, что составляет 76,5% и свидетельствует об эффективности предложенной программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, и предложенная программа развития творческого воображения действительно позволяет существенно повысить уровень развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические
рекомендации. – М.: ООО "ЦГЛ "Рон""
2000. – 112с.
2. Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя.
– 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан;
Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский
центр «Академия», 1999. - 464 с.
4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника.
М.: Международный Образовательный и Психологический
Колледж Психологический Институт Российской
Академии Образования, 1996.
5. Ефимкина
Р.П. Детская психология: методические
указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный
центр психологии НГУ, 1995.
6. Марцинковская Т.Д. Детская практическая
психология: учебник. – Москва: Гардарики,
- 2000. – 255 с.
7. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
11. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002, 784с.
12. Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.
13. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство
«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера
психологии»)
14. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных
ответов по психологии. Разработано с
учетом государственного образовательного
стандарта по циклу социально-экономических
дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский
центр "МарТ", 2001.
15. Субботина
Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Художник
Куров В. Н. – Ярославль: "Академия развития",
1997. – 240с., ил. – /Серия: "Вместе учимся,
играем"/.
16.Теплов Б.М. "Психология" Учпедгиз,
Москва, 1953 г.
17. Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство:
М. – 2005 г.
Приложение 1
Таблица 1
Тематический план
№ занятия |
Содержание занятия |
Количество часов |
Занятие 1. |
1. Что на что похоже? 2. Составь узор. 3. Встреча сказочных героев. 4. Подбери рифму. 5. Сочиняем рассказ. |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Занятие 2. |
1.Составь узор. 2. Волшебный театр 3. Звуки подскажут историю 4. Подбери рифму. 5. Скажи движением. |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Занятие 3. |
1.Составь узор. 2. Звуки подскажут историю. 3. Скажи движением 4.Волшебный театр. 5. Подбери рифму. |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Занятие 4. |
1.Составь узор. 2.Подбери рифму. 3. Покажи танцем 4. Волшебный театр. 5. Сочиняем рассказ |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Занятие 5 |
1.Составь узор. 2.Звуки подскажут историю. 3.Покажи танцем. 4. Встреча сказочных героев. 5. Подбери рифму. |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Занятие 6. |
1.Составь узор. 2. Покажи танцем. 3. Встреча сказочных героев. 4. Подбери рифму. |
На каждое упражнение выделялось не больше 10 -15 мин. Так как все занятие не должно проходить больше часа. |
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста