Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
21. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
22. Прохорова Л.
Развиваем творческую
воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга
воспи. - Норильск, 1994. 50стр.
1. Брунер Д. С.Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.
1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В.
Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ
«Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М.
Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. представление / воображение/: 278– 295.
4. Выгодский Л. С.
Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л.
С.Проблемы возрастной
6. Дьяченко О. М.
Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М.,
Кириллова А. И. О некоторых
особенностях развития
8. Игнатьев Е. И.
О некоторых особенностях
9. Коршунова Л.
С. Воображение и его роль
в познании. – М., 1979. /Трудности
в определении воображения: 3 –
7. Воображение и практическая
деятельность: 8 – 30. Воображение
как отражение
10. Кириллова Г. Д.
Начальные формы
творческого воображения у
11. Карандашов Ю. Н.
Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987./Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
13. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №4. с. 98 – 108.
14. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.
15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344– 360/.
19. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25–78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
20. Субботина Л.
Ю. Развитие воображения детей.
Приложение № А
Задание на воображение: «Геометрические фигуры»
Экспериментальный материал: квадрат, треугольник, круг.
Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество
рисунков с точки зрения их художественности,
соблюдения пропорций и т.д. при анализе
не учитывается, поскольку в первую очередь
нас интересует сам замысел композиции,
многообразие возникающих ассоциаций,
принципы воплощения идей.
Оглавление.
Введение……………………………………….
Глава 1. Воображение
и его особенности в дошкольном
возрасте.
1. Понятие о воображении.
2. Виды воображения
и способы создания творческих
образов.
3. Механизм творческого
воображения.
4. Особенности воображения
у детей.
5. Влияние изобразительной
деятельности детей на
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Заключение.
На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает
на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс
состоит из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/
репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).
Воображение является
основой наглядно-образного
человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий.
Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не
меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности.
Воображение надо
рассматривать как более
деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их
своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая
задачи. Вторая
функция состоит в
помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять
многие потребности,
снимать порождаемую ими
воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, планировании и
программировании деятельности.
Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и
памятью. Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует
то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы,
делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение
отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть
элементы фантазии, вымысла.
Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее
новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы
творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и
переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется
мировоззренческая позиция или меняется совсем.
Самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с
ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие
художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко
выраженный личностный характер.
Этапы развития художественного творчества: обдумывание идеи, создание модели,
выполнение набросков для решения, намеченного в модели, завершение
композиционного построения, корректировка композиции, окончательная
обработка.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение
формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно
представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает
как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых.
Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творчеством
трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому
результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого
продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его
оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии
субъекта по его творческому итогу. Нередко тот высокий духовный уровень
развития, которого достиг субъект в процессе творческого поиска и, благодаря
ему, мы склоны рассматривать предшествующему началу творчества. Так рождается
иллюзия предрешенности творческого успеха от личностных качеств субъекта, в
частности, от развитости его воображения.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002.
2. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд-е 2-е. М., 1968.
3. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций».- М., 1970.
4. Выготский Л.С. «Собрание сочинений». В 6т. Т.2.-М., 1964.
5. Дудецкий А.Я. «теоретические вопросы воображения и творчества: цикл
лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной
школы». – Смоленск: изд-во смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.
6. «Исследование
проблем психологии творчества»
7. «Искусствознание и психология художественного творчества». - М.,1988.
8. Басин Е.Я. «Психология художественного творчества». - М., 1985.
9. Калошина И.П.
«Структура и механизмы
10. Коршунова Л.С. «Воображение и его роль в познании». - М.,1979.
11. Лук А.Н. «Психология творчества». - М.,1978.
12. Иванов С.М. «Быстрый холод вдохновенья». - М.,1978.
13. Крупник Е.П.
«Психологическое воздействие
14. «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная». - М.,1990.
15. Якобсон П.М.
«Психология художественного
16. Пономарев
Я.А. «Психологическое
«Научное творчество». М., 1969.
17. Эйзенштейн С.М. «Психологические вопросы искусства». – М.,2002.
Информация о работе Развитие художественного воображения в творчестве