Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

наличие у специалиста, работающего в  структуре данных органов собственных  представлений о содержании помощи и поддержки безнадзорного ребенка;

широкое и всестороннее изучение истории  запущенного ребенка и его  семьи (если таковая имеется);

дифференциация  безнадзорных на типы соответственно наличию семьи, возрасту, схожести проблем;

разработка  комплексной программы социальных взаимодействий как на самого ребенка, так и на его семью коррекционно-воспитательной и реабилитационной направленности;

вхождение в контакт с семьей педагогически  запущенного ребенка, либо с его  ближайшим социальным окружением с  целью реализации программы социальных действий;

отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной и адаптационно-реабилитационной деятельности с ребенком и внесение необходимых  изменений.

Необходимо  отметить, что при практической реализации данной модели деятельности необходимо участие всех органов системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занимающихся работой  с детьми и подростками, а также  соблюдение на каждом этапе ее реализации общепедагогических принципов, этических  норм и нравственной ответственности  социальных работников, социальных педагогов  и других специалистов, задействованных  в реабилитационном процессе.

Подводя итог проделанной работе, мы можем  отметить, что все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся на педагогическом подходе, включают в  себя понятие «нормы», «социализации» и «адаптация». Главной задачей  учреждений социального обслуживания населения, специализирующихся на работе с педагогически запущенными  детьми и подростками, становится учет особенностей данных понятий и четкое следование каждому этапу описанной  выше модели деятельности специалиста  в работе с безнадзорным или беспризорным подростком.

Описав  и проанализировав функции и  задачи учреждений социального обслуживания населения, занимающихся работой с  детьми и подростками, необходимо отметить то, что к настоящему времени сложилась  достаточно разработанная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по работе с безнадзорными детьми и подростками, достаточно четко  разграничены полномочия и структурирована  система взаимодействия между органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все это дает основания полагать, что при надлежащей организации социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, этот процесс будет вполне успешным.

Кроме того, проделанная работа позволяет  заключить, что следование педагогическому  подходу в технологиях социальной реабилитации дезадаптированных подростков может оказать эффективное воздействие в снижении негативного социального влияния на безнадзорного ребенка и не даст перейти ему в состояние беспризорности.

Анализ  дефиниций «беспризорности» и «безнадзорности» показал, что данные понятия являются сложными социально-педагогическими  феноменами, связанными с целым рядом  экономических, морально-личностных, социальных и других причин. Обозначенные в  работе понятия имеют тесную диалектическую связь. Причем, беспризорность является следствием безнадзорности.

Проанализировав социальные и педагогические причины  безнадзорности и беспризорности в  современной России, мы можем сделать  вывод о том, что вышеназванные  явления обусловлены комплексом причин. Педагогические причины оказывают  непосредственное влияние на формирование безнадзорности у детей и подростков, которая в ситуации наличия определенных социальных причин этого явления  приводит к состоянию беспризорности.

Проведенный историко-педагогический анализ организации  и содержания работы по социально-педагогической реабилитации исследуемых в рамках данной работы целевых групп показал, что в настоящее время затруднено реальное решение проблем социальной защиты (в широком смысле) детей  и подростков, особенно носящих комплексный, межведомственный характер. Существует значительный разрыв между теорией  и практикой реабилитационной работы. На данном этапе исследования сделан вывод о том, что одним из основных решений этой проблемы должно явиться  объединение науки и практики, гражданских позиций и взглядов ученых к решению этой проблемы.

При рассмотрении современных подходов к реабилитации безнадзорных и беспризорных детей  и подростков в системе учреждений социального обслуживания населения  мы делаем вывод о том, что они  должны включать в себя точное определение  понятий, целей и задач, методов  и способов их выполнения. Все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся на педагогическом подходе, включают в себя понятия «нормы», «социализации» и «адаптации». Главной  задачей учреждений социального  обслуживания населения, специализирующихся на работе с педагогически запущенными  детьми и подростками, становится учет особенностей данных понятий и четкое следование каждому этапу описанной выше модели деятельности специалиста в работе с безнадзорным или беспризорным подростком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в

России: Результаты исследования

2.1 Описание  этапов и методов исследования

Этапы исследования 

Практическая  работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы МОУ СОШ №80 Приморского края, г.Владивостока. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса. 

На первом (подготовительном) этапе был осуществлен  теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового  возраста.

На втором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирического исследования, включавшая в себя реализацию следующих  методик:

1 Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

2. Опросник Т.А. Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.

На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность  выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования были использованы следующие  методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Опросник состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений. 

2. Опросник Т.А. Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».

3. В  следующем задании нужно было  выявить факторы подростковой  беспризорности.

2.2 Исследование  причин подростковой беспризорности  в России 

Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

2. Опросник Т.А. Гурко.

Рассмотрим  данные диагностики, полученные с применением  данных методик.

В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1

Таблица 1.

Шкалы Показатель
Конфликтные отношения подростков с родителями 35%
Нет заинтересованности родителей в  дальнейших планах ребенка 25 %
Нет взаимопонимания подростка с  родителями 40%
Принятие  ребенка младше реального возраста 23 %
Нет контроля над поведением подростка 27%

 

Из таблицы 1 видно, что у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка  таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы ребенка и меньшее время проводит с ним. 

25 % респондентов  не заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка. 

40% испытуемых  не ощущают себя со своим  ребенком, как с единым целым,  не удовлетворяют все потребности  подростка, не ограждают его  от трудностей и неприятностей.  Такие родители не находятся  в переживании за ребенком, тем  самым дают ребенку свободу. 

23 % испытуемых  видят своего ребенка младше  реального возраста. Все то, чем  занимается ребенок родители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным. 

27% респондентов  не контролируют поведение ребенка. 

Показатели  взаимоотношений:

Рисунок 1. Взаимоотношения родителей к  детям. 

Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей  нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют конфликтные  отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают всерьез чем занимается ребенок. 

2. В  результате проведения (Тест-Опросника Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2). 

Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.

Анализ  результатов исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов и  опыта родителей. В 9-м классе это  наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и рассказывают о своих переживаниях. 

3.Рассмотрим  выявленные факторы подростковой  беспризорности. Данные представлены  в таблице 2.

Факторы подростковой беспризорности 

Деструктивные семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) Психолого-педагогическая несостоятельность родителей(эмоцио-нально физическое насилие со стороны родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень) Социально-демографические  факторы (неполные и многодетные  семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и  сводными детьми) Конфликт-ные взаимоотно-шения подростков с родителями
1 + _ + _ +
2 + + + + +
3 + + _ + +
4 + _ _ + +
5 _ + + _ +
6 _ _ _ + _
7 + _ _ + +
8 + _ + _ +
9 + _ + + +
10 + + _ _ +

Информация о работе Ресоциализация беспризорников