Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

В связи  с этим, мы считаем целесообразным, подробнее остановиться на сущности педагогических технологий, ее задачах  и компонентах. В целом, массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Термин  «педагогическая технология» ранее  использовался только применительно  к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических  средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение  педагогических задач, или как планомерное  и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического  процесса (Педагогика, 1998).

Педагогическая  технология - это строго научное  проектирование и точное воспроизведение  гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога (Педагогика, 1998). Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Учитывая всю сложность процесса социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, мы считаем необходимым брать за основу именно это определение социальной технологии вообще и педагогической технологии работы с такими детьми, в частности. Для того, чтобы определить содержание и технологии педагогического подхода к безнадзорным и беспризорным детям и подросткам необходимо определить для себя специфику функционирования учреждений социального обслуживания населения, занимающихся работой с подобными категориями населения.

Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и  антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с  индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними и их семьями.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних;

социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном  положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах  законности, демократизма, гуманного  обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении  родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют  своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко  обращаются с ними.

Индивидуальная  профилактическая работа в отношении  несовершеннолетних, их родителей или  законных представителей проводится в  сроки, необходимые для оказания социальной или иной помощи несовершеннолетним или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или  до достижения ими возраста восемнадцати лет.

Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивать их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной  или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних или семьи, находящиеся в социально-опасном  положении.

Учреждения  социального обслуживания населения  предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся  в социально опасном положении  или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц  органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в  социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами  социальной реабилитации; принимают  участие в пределах своей компетенции  в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации  их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях  социального обслуживания, а также  оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Обозначив основные направления деятельности, формы помощи и поддержки органов, специализирующихся на работе с безнадзорными  и беспризорными детьми и подростками, мы можем констатировать тот факт, что при реализации и обеспечении  данными учреждениями всех надлежащих функций процесс преодоления  детской и подростковой безнадзорности и беспризорности будет успешным. Однако, в силу известных объективных обстоятельств вышеизложенные функции реализовываются в недостаточно полном объеме. Наша же задача проанализировать специфику педагогического подхода к технологиям работы с данной категорией детей и подростков в системе работы учреждений социального обслуживания населения. Поэтому, коротко остановившись на задачах, функциях и компетенции данных органов, переходим непосредственно к технологиям работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.

При организации  социальной работы в системе работы учреждений социального обслуживания населения большое значение придается  научному обеспечению, диагностической  основе, в частности социологическим  исследованиям общественных процессов.

Наукой  и областью практической деятельности, нацеленной на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих  отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства  в различные ситуации социальной деятельности является социальная педагогика. Рассматривая средства социального  формирования личности, социальная педагогика включается в решение социальных проблем, используя в социальной работе педагогические подходы, методы и средства. Среди них - личностно-ориентированный подход к социальной деятельности, педагогическое стимулирование мотиваций в различных сферах социальной деятельности, ее превентивный характер, многообразие педагогических средств и методов решения «социальных проблем (убеждения, поощрения, наказания, одобрения, приучения и др.), использование содержания педагогической деятельности (труд, народные традиции, искусство, игра, спорт) как средство социальной работы.

Личностно-ориентированный  подход представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированного подхода - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных  технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а  в соответствии с природными способностями.

Содержание  образования представляет собой  среду, в которой происходит становление  и развитие личности ребенка. Ей свойственны  гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы  и идеалы.

Технологии  личностной ориентации пытаются найти  методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения  и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе  компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированный  противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному  подходу к ребенку в традиционной технологии -атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности (Селевко, 1998).

Такой подход обусловливает педагогическую основу социальной работы, цель которой - оказание компетентной помощи людям. Социальная педагогика становится теоретической  базой социальной работы, обеспечивающей в последней ее педагогический компонент (Бочарова, 1991; Гуров, 1989; Гуров, 1997).

Сегодня в связи с изменениями в  различных сферах жизни актуализировались  вопросы, связанные с подготовкой  подрастающего поколения к самостоятельной  жизни в обществе. Основная задача, стоящая перед государством и  обществом в целом в отношении  безнадзорных и беспризорных детей  и подростков заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации.

Опираясь  на многочисленные научные источники, раскрывающие проблему социальной реабилитации, мы будем понимать под ней социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими  средствами. Процесс социальной адаптации  идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет  проходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. 

В системе  работы учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, где сложились  наиболее оптимальные педагогические технологии и где можно осуществлять как коррекцию измененных функций, так и профилактику вторичных  нарушений, созданы необходимые  условия для выравнивания стартовых  возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения воспитаннику «ситуации  успеха». Здесь могут быть решены многие задачи: выработка положительных  качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, воспитание нравственного отношения к окружающим и др.

Педагогическая  запущенность, характеризующаяся социальными  отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Эти функции  должны выполнять социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и семьями (Вострокнутов, 1996).

Анализ  успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформировать некоторые  общие принципы социальной реабилитации:

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для социального педагога недопустимо категорическое осуждение  трудного подростка. Умение видеть положительное  в поведении трудного подростка, умение опираться и развивать  это хорошее - важнейшее условие  успешной социально-педагогической работы.

Не менее  важным условием в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих  жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением  будущей профессии. 

«Деятельность - основа воспитания» - таков один из основополагающих принципов отечественной  психолого-педагогической науки, и  он должен в полной степени реализоваться  в процессе воспитательной работы. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения  в коллективную деятельность, в здоровый коллектив, невозможно.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников