Речь как инструмент социализации. Виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования были определены, исходя из научной и практической значимости темы, степени ее изученности и имеющихся в распоряжении литературы. Цель моей работы – рассмотреть основные этапы становления речевой функции у ребенка. Показать, что речь – это инструмент социализации. Отсюда задача моей работы – проанализировать как можно больше специальной литературы по данной теме, сгруппировать ряд аспектов, доказывающих коммуникативную функцию речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр. 3-4
Глава I. Стадии развития речи в первые пять лет…………....стр. 5-21
1.1 Доречевой этап в развитии речи ребенка (Младенцы на первом году жизни)… ……………………………………… стр. 5-11
1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи жизни (Второй год)……………..………………………………….… стр. 11-14
1.3 Этап освоения грамматики (От трех до пяти лет)……….стр. 14-21
Глава II. Речь как инструмент социализации. Виды речи…стр. 22-24
Заключение……………………………………………………стр. 25-26
Список использованной литературы…………………………стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Становление речевой функции у ребенка.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)
 

Введение…………………………………………………………стр. 3-4

Глава I. Стадии развития речи в первые пять лет…………....стр. 5-21

1.1 Доречевой этап в развитии речи ребенка (Младенцы на               первом    году жизни)… ……………………………………… стр. 5-11

1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи жизни (Второй год)……………..………………………………….… стр. 11-14

1.3 Этап освоения грамматики (От трех до пяти лет)……….стр. 14-21

Глава II. Речь как инструмент социализации. Виды речи…стр. 22-24

Заключение……………………………………………………стр. 25-26

Список  использованной литературы…………………………стр. 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Первые  слова – это такая же замечательная  веха, как и первая улыбка, и первые неуклюжие шаги ребенка. На протяжении последних 25 - 30 лет процессы становления речи у детей хотя и являлись предметом специального исследования, но не потеряли своей актуальности и по сей день. Эти разработки были ориентированы на решение различных задач и выполнялись специалистами разного профиля. В настоящее же время необходимо обобщение полученных результатов в рамках более или менее цельной концепции.

       Цели  исследования были определены, исходя из научной и практической значимости темы, степени ее изученности и  имеющихся в распоряжении литературы. Цель моей работы – рассмотреть  основные этапы становления речевой функции у ребенка. Показать, что речь – это инструмент социализации. Отсюда задача моей работы – проанализировать как можно больше специальной литературы по данной теме, сгруппировать ряд аспектов, доказывающих коммуникативную функцию речи.

       Мое исследование охватывает события в развитии речи ребенка от рождения до пяти лет. Выбор данных возрастных рамок не случаен. Это обусловлено, прежде всего, тем, что детальное изучение и анализ событий данного периода дает возможность проследить важные тенденции в становлении речевой функции, повлиявших на дальнейший ход развития речи у ребенка, а в последствии и взрослого человека.

       Огромную  роль при написании работы оказали  следующие труды:  Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», Швачкин Н. X. «Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте», Эльконин Д. Б. «Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений». Работы Гвоздева А. Н. «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», и «Вопросы изучения детской речи», Кольцовой М. М. «Ребенок учится говорить». Попова М. В. «Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии», Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество».

       Кроме того, в процессе написания данной работы были использованы следующие научные труды: Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы», Студеникин М. Я. «Книга о здоровье детей», Абрамова Г. С. «Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов».

       В работе были использованы такие методы, как анализ и синтез, хронологический  и исторический. В целом выбор  методов находится в прямой зависимости  от моего исследования и поставленных задач.

       Структура работы продиктована, прежде всего, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Стадии развития речи в первые пять лет.

       1.1 Доречевой этап в развитии речи ребенка.

       (Младенцы на первом году жизни)

       Считается, что дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для  каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет. У младенцев (не у всех) наблюдается еще один тип вокализации, промежуточный между гуление и  лепетом, который носит название свирель.

       С самого рождения крик и плач учат ребенка  общаться, развивают способность выражать свои желания голосом, а взрослых – понимать и руководить общением.  Малыш готовится к овладению словом, и по тому, как он использует голос в общении, можно сделать вывод о характере его психического развития.

       Потребность общения создает основу для возникновения  у ребенка подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним заговаривает. Обычно «к трем месяцам, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит. Часто гуление становится интенсивнее, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец прислушивается к ним. Случается, что он подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначально произнес случайно. Несколько позже (в возрасте около четырех месяцев) ребенок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков»1.

       Очень рано малыш начинает реагировать  на эмоциональный тон речи. Эмоциональное  состояние поднимает общую активность. В возрасте шести месяцев  нормально  развивающийся здоровый ребенок  много и с удовольствием лепечет: подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесенным взрослым. Через лепет малыш выражает готовность к общению, лепеча, он учится произносить и различать новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда все время бодрствования. Значение лепета для развития речи младенца трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка и дыхания. С такой подготовкой в дальнейшем ребенок может усвоить звуки любого языка.

       Если  в первые месяцы жизни ребенка  взрослые используют речь, чтобы передать свое эмоциональное расположение к  ребенку, то примерно с середины младенческого  возраста они стараются создавать  специальные условия для развития понимания речи. Понимание ребенком речи первоначально возникает на основе зрительного восприятия. В результате многократных повторений возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческом возрасте интонация вопроса, обращенного к ребенку, определяет понимание речи.

       В девятимесячном возрасте у ребенка  уже возникает связь между  названием предмета и самим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и есть начальная форма понимания речи. Так в ответ на вопрос: «Где папа?» - малыш поворачивает голову к отцу.

       Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит  от развития возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позднее – стремиться к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому или указывает на предмет издали.

       На  этом этапе становления речевой  функции у ребенка «постепенно  вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления – это выражение первой социальной потребности в общении»2.

       На  происхождение потребности младенца в общении со взрослыми существуют разные точки зрения:

    • Одни авторы считают ее целиком врожденной
    • Другие полагают, что она складывается в ходе общения с другими людьми

       Наблюдая  за ребенком первых двух-трех недель жизни  никаких признаков общения у  новорожденного не проявляется. Его  беспорядочный взор никого не ищет и его крики ни к кому не обращается. Отсутствие направленности ребенка на взрослого в первые недели жизни является свидетельством того, что потребность в общении не врожденна, а приобретается в течение жизни. Об этом говорит в своей работе «Воспитание у детей правильного произношения» Фомичева М. Ф. Она отмечает, что «речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка»3. Фомичева М. Ф. считает, что для нормального становления речи необходимо чтобы «кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты, что особенно важно для формирования речи, а также развития речедвигательного и речеслухового анализаторов. Имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – это состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое состояние»4.

       Потребность в общение складывается у ребенка  на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одними из источников в общении являются органические потребности ребенка: в пище, тепле и т.д.

       Существует  несколько критериев на основании которых можно судить о наличии у младенцев общения:

    1. Взгляд в глаза взрослого. Этот признак свидетельствует об интересе ребенка к взрослому и его готовности воспринимать его воздействия.
    2. Ответная улыбка на воздействия взрослого, которая отражает эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от обращения ко взрослому.
    3. Инициативные улыбки и двигательное оживление, которыми младенец пытается привлечь к себе внимание взрослого через своеобразную демонстрацию себя.

       Таким образом, первый год жизни ребенка – это его эмоциональное общение со взрослым.

       В своей книге «Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии» Попова М. В. выделяет несколько стадий эмоционального общения ребенка со взрослым:

  1. непосредственное общение (общение ради общения);
  2. общение по поводу предметов;
  3. общение как совместная деятельность.

         Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится короткое время – от 2 до 6 месяцев. В общении со взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему. Кроме того, наиважнейшее средство общения в этот период – экспрессивные   действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). В возрасте четырех-пяти месяцев общение приобретает избирательный характер. Ребенок отличает своих от чужих, незнакомый человек может вызвать испуг.

       В конце первого полугодия характер общения со взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения, которое обслуживает «деловые» интересы малыша: ребенку надо достать, выдвинуть, вложить – все  это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему.

       Совместная  деятельность состоит в том, что  взрослый руководит действиями ребенка, а ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием.

       Таким образом, подводя не большой итог, можно сделать следующие выводы, которые я представила в форме таблицы.

Возраст Особенности развития в доречевой период
2 месяца
  • С полутора месяцев ребенок начинает гулить гласные звуки
  • Развиваются зрительные анализаторы, слуховое внимание. Так, ребенок начинает дифференцировать голоса взрослых
3 месяца
  • Период гуления продолжается
  • Развивается зрительное восприятие (малыш видит предметы на расстоянии от 4 до 7 метров)
  • Активизируются голосовые реакции
  • Появляется острая необходимость в эмоциональном общении
  • Активное восприятие (предметов) на звук
От 3 до 6 месяцев
  • Превалируют голосовые реакции
  • Развивается   сенсорное восприятие
  • Поиск глазами взрослого на расстоянии до 10 метров
От 7 до 8 месяцев
  • Появляются согласные звуки – губные (п, б, м)
  • Появляются звуки – к, г, т, д
  • Идет совершенствование фонематического слуха ребенка
  • Понимает малыш и обращенную к нему речь
От 8 до 9 месяцев
  • Чувствует хорошо голосовую интонацию
  • Активно развиваются зрение, слух и тактильные ощущения
  • Может меняться голосовая реакция
От 10 до 12 месяцев
  • Вместо глаголов использует жесты
  • Малыш выполняет простые просьбы взрослых
  • Появляются 1 слова (папа, мама, бака…)
  • Запас слов составляет от 2-3 до 15

       Этот  этап в становлении речевой функции  ребенка является подготовительным. Ребенок последовательно проходит развитие предречевых реакций: крик→гуление→свирель (бывает не у всех)→ лепет→первые слова. Улучшается физический и идет формирование фонематического слуха. Малыш хорошо различает тиканье часов, интонации голоса. «Речь» ребенка начинает приобретать коммуникативный характер.

Информация о работе Речь как инструмент социализации. Виды речи