Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей воздействия игры на процесс психосоциального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
исследовать природу сюжетно-ролевой игры в контексте ее воспитательного значения в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
выявить особенности современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Контрольный этап исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Результаты методики №3 представлены в таблице №2:
Количество испытуемых (20) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
Андреева Екатерина |
Кузнецова Лолита |
Хамматулин И. | |
Глухова Елена |
Ляпунов Денис |
Нечаев Никита | |
Колесников Олег |
Мосунов Михаил |
Печерских Елена | |
Мальцева Надежда |
Хабибов Семен |
||
Пивоварова Диана |
Скопина Альбина |
||
Угринова Кристина |
|||
Шапошникова Яна |
|||
Тепляков Илья |
|||
Пищиков Данил |
|||
Полутин Данил |
|||
Портнова Анастасия |
|||
Сапаров Максим |
|||
Итого: |
25% |
60% |
15% |
Вывод: Таким образом, анализируя полученные данные стоит отметить, что социальную смелость (способность вступать легко в контакт со взрослым) проявили всего лишь 25% из всех опрошенных, 60% отличились своей активностью при общении со взрослым, но информацию передали не совсем точно, и 15% оставшихся оппонентов не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Главная задача воспитателя – помочь им перебороть страх, стеснение, малоактвность.
Методика 4. Для выявления в общении эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности возможен следующий метод диагностики. Обследование проводится в группе с оппонентами и требует подготовки. Речь идет об инсценировке – «силами» кукол – рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».
Цель: спровоцировать реакцию на действия персонажей – защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся в протокол, заведенный на каждого ребенка: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в числе первых или последним, вместе со всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка.
Обработка данных. Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. (Отметим: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в число первых, можно считать: уровень высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.
Результаты диагностики по методике №4 представлены в таблице №3:
Количество испытуемых (20) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
Андреева Екатерина |
Мальцева Надежда |
Хамматулин И. | |
Глухова Елена |
Кузнецова Лолита |
Нечаев Никита | |
Колесников Олег |
Ляпунов Денис |
Печерских Елена | |
Пивоварова Диана |
Мосунов Михаил |
||
Хабибов Семен |
|||
Скопина Альбина |
|||
Угринова Кристина |
|||
Шапошникова Яна |
|||
Пищиков Данил |
|||
Полутин Данил |
|||
ПортноваАнастасия |
|||
Сапаров Максим |
|||
Тепляков Илья |
|||
Итого: |
20% |
65% |
15% |
Вывод: Таким образом, проводя данное исследование стоит отметить, что высокий уровень эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности проявили 25%. Это дети, наиболее выбираемые в общении, пользуются авторитетом, к ним прислушиваются, их мнение всегда поддерживают, с ними всегда соглашаются. 65% оппонентов высказывают свое мнение вместе со всеми, чаще всего соглашаются с мнениями наиболее активных детей. 15% опрошенных занимают позицию наблюдателя, они предпочитаю отмалчиваться в стороне, не охотно вступают в контакт.
Методика 5. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый – исценирование сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»; второй – индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых – один задает вопросы («О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен – Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.
Обработка данных. Высокий уровень:
ребенок отвечает на все вопросы.
Средний: принимает, понимает поступок
Ёжа, но не в состоянии точно охарактеризо
Результаты диагностики по методике №5 представлены в таблице №4:
Количество испытуемых (20) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
Андреева Екатерина |
Мальцева Надежда |
Хамматулин И. | |
Глухова Елена |
Кузнецова Лолита |
Нечаев Никита | |
Колесников Олег |
Ляпунов Денис |
Печерских Елена | |
Пивоварова Диана |
Мосунов Михаил |
||
Шапошникова Яна |
Хабибов Семен |
||
Скопина Альбина |
|||
Угринова Кристина |
|||
Пищиков Данил |
|||
Полутин Данил |
|||
Портнова Анастасия |
|||
Сапаров Максим |
|||
Тепляков Илья |
|||
Итого: |
25% |
35% |
40% |
Вывод: Таким образом, следует сказать, что высокий уровень развития коммуникативных способностей обнаружен у небольшого количества испытуемых, примерно у 25% оппонентов (Андреева Екатерина, Глухова Елена, Колесников Олег, Пивоварова Диана, Шапошникова Яна), что свидетельствует о низком уровне коммуникативной компетентности, а следовательно о не совсем благополучных взаимоотношений детей со сверстниками.
Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. Игровые задачи дети решают привычными способами[11].
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенном занятии «Семья» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
На основе полученных данных, проведенных мною методик по исследованию коммуникативной эмоциональной сферы старших дошкольников было отмечено, что 20% детей (Андреева Екатерина, Глухова Елена, Колесников Олег, Пивоварова Диана) действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, охотно идут на контакт со взрослым и со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития коммуникативных способностей. Ко второму (среднему) уровню коммуникативности было отнесено 65% из всех детей (Мальцева Надежда, Кузнецова Лолита, Ляпунов Денис, Мосунов Михаил, Хабибов Семен, Скопина Альбина, Угринова Кристина, Нечаев Никита, Шапошникова Яна, Печерских Елена, Пищиков Данил, Полутин Данил, Тепляков Илья), задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 15% дошкольников (Хамматулин Ильнур, Портнова Анастасия, Сапаров Максим).
Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.
Результаты констатирующего этапа представлены в таблице №5
Количество испытуемых (20) |
Высокий уровень инициативности |
Средний уровень инициативности |
Низкий уровень инициативности |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
Андреева Екатерина |
Мальцева Надежда |
Хамматулин Ильнур | |
Глухова Елена |
Кузнецова Лолита |
Портнова Анастасия | |
Колесников Олег |
Ляпунов Денис |
Сапаров Максим | |
Пивоварова Диана |
Мосунов Михаил |
||
Хабибов Семен |
|||
Скопина Альбина |
|||
Угринова Кристина |
|||
Нечаев Никита |
|||
Печерских Елена |
|||
Пищиков Данил |
|||
Полутин Данил |
|||
Тепляков Илья |
|||
Итого: |
20% |
65% |
15% |
4.2 Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:
- коммуникативные игры;
- беседы на различные темы;
- сюжетно-ролевые игры.
Цель данной наработки состоит в реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
Информация о работе Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста