Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Московский Педагогический

 

Государственный Университет

 

им. В.И.Ленина

 

биолого-химический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

кандидат психолгических наук,

 

доцент, член-корреспондент  АПСН

 

Спичак Светлана Феодосьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1998г.

 

 

 

1

 

Возрастная психология - это  одна из наиболее развитых отраслей современной  психологии, теснейшим образом связанная  с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической  жизни человека.

 

Возрастная психология изучает  особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом  её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие  факторы развития психологических  процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого  человека.

 

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается  подготовка к самостоятельной жизни  человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается  вся система отношений юноши  с окружающими его людьми и  изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции  изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей  профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

 

В результате психологических  исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его  личности происходит в первую очередь  в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные  периоды жизни человека соотношение  между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

 

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском  возрасте.

 

В юношестве выделяют две  фазы: одна на границе с детством ( ранняя юность ), другая - на границе  со зрелостью ( старший юношеский  возраст ), которую можно рассматривать  в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути ( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором  профессии , приобретение тех или  иных качеств личности и т.д. ). Для  второй - участие в производительном труде и использование приобретённых  профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему  совершенствованию мастерства и  нравственных качеств своей личности.

 

 

 

2

 

Теперь обратимся к  психологам непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности  проблемами юношеской психологии и  роли оценки и самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

 

Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности  выражаются прежде всего в анатомо-физиологических  чертах, свойственных данному периоду  роста и развития. Вместе с тем  с возрастом изменяется отношение  растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого  для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек  не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть  этих отношений.

 

Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения  к самому себе, окрашивающее все  его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве  случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной  роли. Именно это и было побудительной  причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

 

Юношескому возрасту присущи  своеобразные черты. Прежде всего надо отметить некоторые особенности  роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом  веса уже к концу подросткового  возраста постепенно уменьшается.

 

У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности  движений. Мышцы его растут и при  достаточном их упражнении позволяют  успешно выполнять физические и  не очень сложные упражнения. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого  периода полового созревания. Последний  перестаёт быть тем новым и  неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и  необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а  также в связи с тем, что  прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

 

Исходя из сказанного, я  делаю вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они  не теряют своей актуальности, а  как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

 

Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша  начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его  ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

 

 

 

3

 

Рост самосознания - это  характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они  становятся более критичными, предъявляют  высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

 

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых  качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные  качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники  только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники  же 72% случаев. Это создаёт благоприятную  почву для формирования моральных  установок, чувств старшеклассников.

 

Обнаружили и половые  различия в оценке личностных качеств.

 

Подавляющее большинство  девушек оценивают своих товарищей  преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс  количество таких оценок увеличивается.

 

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить  в баллах рад проявляющихся в  поведении своих сверстников  моральных качеств. Оказалось, что  восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники  предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя  оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники  на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит  о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как  показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что  говорит о высоком уровне самосознания.

 

В самооценке старшеклассники  проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих  недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных  черт наиболее часто встречаются  такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу  в беде’, то есть на первый план выступают  те качества, которые важны для  установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

 

Завышенная самооценка заметно  обнаруживается в преувеличении  своих умственных способностей. Это  проявляется по-разному: кому легко  даётся учёба, считают, что и в  любой умственной работе они будут  на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный  талант; даже слабо успевающие ученики  обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

 

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в  процесс самооценки механизмов психологической  защиты. По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны  преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно  есть на самом деле.»

 

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство  неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности  не будут развиваться, и могут  вообще не проявляться.

 

Самооценка - это осознание  собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так  как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и  как результат отношение к  себе и проявляется оно в виде самооценки.

 

 

 

4

 

Исходя из этого я обращаюсь  к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее доступно и правильно смог описать  и рассказать о развитии самосознания и образа «Я» у юношества.

 

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием  как считала биогенетическая  школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного  возраста, и тем не менее это  не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое  обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей  и уровня притязаний - вот что  в первую очередь актуализирует  вопрос: «Кто Я?»

 

В этот период происходит переход  от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие  информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

 

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира. Открытие своего внутреннего  мира очень важное, радостное и  волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.

 

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне  стало нравиться одиночество. Мне  хочется, чтобы никто не влезал в  мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У  этой девочки и в школе и  дома всё благополучно, и сама она  социально очень активна. Чувство  одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и  драматичным.

 

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ  «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») - сложное  психологическое явление, которое  не сводится к простому осознанию  своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»  подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я  могу и должен стать, каковы мои возможности  и перспективы, что я сделал и  ещё могу сделать в жизни?»

 

Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство  в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в  общении связывается у него с  жизнь коллектива. Именно коллектив  даёт ему возможность проявить не только сои способности, но даёт  ему и уверенность в возможности  тех изменений, которые кажутся  ему нужными. Дружный коллектив  всё больше воспринимается им как  та сила, с помощью которой можно  всего добиться.

 

Вместе с тем коллектив  требует постоянной работы над самим  собой, познание самого себя, своих  способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей  волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается  с возможностями такого овладения  самим собой. И юноша всё большее  значение придаёт развитию своей  воли. Он задумывается над особенностями  своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно  больше, а умение оценивать собственные  силы и умение понимать, как нужно  развивать эти силы становится более  осознанными. Он начинает понимать, как  нужно формировать свой характер и развивать свои способности.

Информация о работе Роль самооценки в самовоспитании старших школьников