Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования Российской Федерации

Уральский Государственный  Педагогический Университет

Факультет психологии

Кафедра психологии личности

 

 

РОЛЬ СЕМЬИ  В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

 

 

 

 

Допущена к защите

«___»_____________200__ г.

Научный руководитель:

___________________

Исполнитель:

Павлова Е.С. –студент 2 курса  дневного отделения

Научный руководитель:

 Васягина Н.Н. - зав.  кафедрой       психологии  личности, канд. психол. н.,                     доцент


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

  1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ  НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5

          1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5                            

          1.2.Влияние  семьи на формирование личностных черт ребенка……7

          1.3.Детерминанты  воспитательного процесса………………………12 

          1.4.Стиль  и методы воспитания и их  эффект………………………..16

          1.5.Влияние   на  формирование  личности  ребенка   других  членов  

             семьи………………………………………………………………….22

  2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ                                    

      ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25

          2.1.Младший  школьный возраст как особый  период в жизни 

                 ребенка…………………………………………………………….25

             2.1.1. Общая характеристика детей  младшего школьного 

                        возраста……………………………………………………….25

             2.1.2. Психологическое значение поступления  ребенка в школу...31

             2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего

                       школьного возраста…………………………………………..31

          2.2.Семья  как особая ценность в жизни  ребенка младшего 

                  школьного возраста……………………………………………...33

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

          Проблема развития личности является  всегда актуальной. Формирование  личности зависит от многих  факторов окружающего мира. Особенно  важным агентом, влияющим на  развитие человека является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль. В большей степени она оказывает влияние на ребенка. Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный для формирования личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствует когнитивному и социальному развитию ребенка младшего школьного возраста.                                                                  Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста является актуальной проблемой, т.к. на современном этапе развития общества очень важно осознание ценности данного возраста,  необходимо учитывать все аспекты влияющие на развитие личности, в особенности такой важный для ребенка институт как семья. Именно в младшем школьном возрасте помимо родителей появляется еще один важный взрослый человек – учитель. Личность учителя является очень большим для ребенка авторитетом. Для многих детей становится идеалом, и в своих ответах на вопрос «кем они хотят быть?» маленькие дети отвечают : «учителем». Еще чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего. Учитель пользуется у детей не только сильным влиянием, но и продолжительным, притом в исключительно благоприятных для воздействия условиях : он ежедневно несколько часов сплошь находится в центре детского внимания, притом в качестве воспитывающего авторитета. Совершенно ясно, что личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей в данном возрасте : поведение детей, их знания, образ мыслей и т. д. в этом возрасте испытывают исключительно большое влияние со стороны учителя.  Исходя из вышеперечисленного можно отметить, что авторитет родителей для ребенка младшего школьного возраста значительно снижается, а на первый план выходит личность учителя. В связи с этим меняется поведение и отношение ребенка к окружающим людям.                                             

 Данная работа может быть  практически значимой, потому что  эта проблема в научной литературе  недостаточно раскрыта.                                                             

         Целью данной  курсовой работы будет определение  значения семьи в формировании  личности ребенка младшего школьного  возраста.                             

Объект – детско – родительские отношения.                                               

        Предмет – влияние семьи на  формирование личности ребенка  младшего школьного возраста. В  зависимости от цели можно  выделить и основные задачи  исследования :                                                                                     

1. Проанализировать понятие  семья, функции семьи.

2. Выделить основные  стили и методы воспитанная.

3. Проанализировать влияние  на формирование личности ребенка  других членов семьи.

4. Выявить ценность  семьи для ребенка младшего  школьного возраста.

5.Обозначить основные  возрастные особенности ребенка  младшего школьного возраста.

 

1.Влияние семьи на  развитие ребенка

1.1 Семья. Функции  семьи

 

 

В психологии главное  внимание обращено на межличностные  отношения в семье. При определении  понятия семья и функций, которые она выполняет, суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов[13.].

 Семьей называют  социальное объединение, члены  которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью  и взаимопомощью. По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую общую исторически определенную организацию. Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями личности в принадлежности к семейной группе[20.].

Ниже приведен список основных функций, которые чаще всего  психологи приписывают семье:

  1. Порождение и воспитание детей[13.]. Данная функция связана в удовлетворении потребности в детях. Семья дает первичную социализацию ребенку, учит его жить среди людей, вырабатывает первичные навыки и образцы поведения[24].
  2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
  3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
  4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
  5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
  6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
  7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
  8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними. В семье общаются люди социально и психологически близкие, они более деликатные, уважительно относятся к личности.
  9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
  10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
  11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
  12. Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний. Повседневным рекреативным институтом является семья. Здесь люди получают физическую, моральную, материальную и психологическую помощь друг от друга[13.].

         Опираясь на вышеопределенные  функции,  можно сказать, что  семья является важнейшим институтом  для развития и воспитания  личности ребенка. Именно в  семье закладываются основы личности, формируется система ценностей  и отношений между людьми.                                                                        

 

 

 

 

                1.2. Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка

 

 

         Семья играет очень важную  роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку  зависит дальнейшее формирование его личностных черт. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно, с точки зрения его развития и воспитания, проявляются родительские позиции[29.].

       У детей очень много потребностей, но ограничимся характеристикой только основных.  Первая  из них – это потребность в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка" было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.

       К существенным потребностям  ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, обязательная для умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

   Воспитание  у детей чувства самоутверждения  благоприятно влияет на развитие у них, самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам.

    Одной  из основных   потребностей   человека   является основанная   на  чувстве  собственного  достоинства  потребность в уважении, называемая иногда стремлением к общественному признанию.

  Ребенок  плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей - своих ровесников.

 Когда  родители часто заявляют ребенку,  что считают его глупым и неспособным, то он может действительно почувствовать себя таковым, а от постоянной критики будет склонен ощущать свою неполноценность.

Если родители замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему энергию для раскрытия себя как личности на пользу общества.

      Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

  Удовлетворение  основных потребностей в детстве имеет громадное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости.

    Рассматривая  основные типы родительских позиций, необходимо иметь в виду влияние каждой из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка Для понимания этого влияния надо осмыслить особенности поведения ребенка с учетом определенной родительской    позиции.    Особенно    внимательно    надо    отнестись к   тем   чертам   личности,   которые   наиболее   характерны для ребенка.

      Попытаемся определить основные  черты личности, которые формируются у ребенка под влиянием родительских позиций. Следует отметить, что характеристики этих черт полностью не могут отразить состояние личности ребенка, они лишь преследуют цель указать на тенденции и направления, в которых может протекать формирование поведения детей

   Позиция  отвержения способствует формированию у ребёнка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общение с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз.

 Когда  отец и мать искренне любят  ребенка, создают в доме атмосферу доброты, покоя, взаимного внимания, у ребенка устанавливается прочная эмоциональная связь с родителями, у него формируются чувства привязанности и умение выражать свои эмоции. Дети в таких семьях обычно бывают веселыми, дружелюбными, милыми, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности - смелыми и отважными.

      Если родители проявляют позицию  уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению Прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Они могут чувствовать себя преследуемыми, проникаясь жалостью к себе. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

 Позиция  взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения и способности к пониманию других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи.

Родительская  позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

Влияние этой родительской позиции оказывается  более слабым, если ребенок способен бунтовать против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, одобряющими его поведение. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают весьма уязвимы для самых нежелательных влияний.

При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

  Родительская  позиция чрезмерного оберегания  может вызвать у ребенка запаздывание  социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, несдержанность, заносчивость, дерзость, чрезмерную требовательность, авантюризм и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания.

     Когда родители дарят ребенку  разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от выполнения сложных заданий.

    Семья  является главной воспитывающей  средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка. Многие психиатры считают первоочередной причиной этих нарушений эмоциональный климат в семье.

Нарушение эмоциональных  отношений и дисгармонии семейной жизни может усилить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, добрые, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению.

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста