Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37
Министерство образования Российской Федерации
Уральский Государственный Педагогический Университет
Факультет психологии
Кафедра психологии личности
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Допущена к защите «___»_____________200__ г. Научный руководитель: ___________________ |
Исполнитель: Павлова Е.С. –студент 2 курса дневного отделения Научный руководитель: Васягина Н.Н. - зав. кафедрой психологии личности, канд. психол. н., доцент |
Екатеринбург 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………..
1.1.Семья.Функции семьи…………………
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты
воспитательного процесса………………
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи…………………………………………………………………
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка……………………………………………………………
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….
2.1.2. Психологическое значение
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста………………………………
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития личности
Данная работа может быть
практически значимой, потому что
эта проблема в научной
Целью данной
курсовой работы будет
Объект – детско – родительские
отношения.
Предмет – влияние семьи на
формирование личности ребенка
младшего школьного возраста. В
зависимости от цели можно
выделить и основные задачи
исследования :
1. Проанализировать понятие семья, функции семьи.
2. Выделить основные стили и методы воспитанная.
3. Проанализировать влияние
на формирование личности
4. Выявить ценность семьи для ребенка младшего школьного возраста.
5.Обозначить основные
возрастные особенности
1.Влияние семьи на развитие ребенка
1.1 Семья. Функции семьи
В психологии главное внимание обращено на межличностные отношения в семье. При определении понятия семья и функций, которые она выполняет, суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов[13.].
Семьей называют
социальное объединение, члены
которого связаны общностью
Ниже приведен список основных функций, которые чаще всего психологи приписывают семье:
Опираясь на вышеопределенные
функции, можно сказать, что
семья является важнейшим
1.2. Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка
Семья играет очень важную
роль в жизни любого человека.
От отношения родителей к
У детей очень много потребностей, но ограничимся характеристикой только основных. Первая из них – это потребность в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка" было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.
К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, обязательная для умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Воспитание
у детей чувства
Одной из основных потребностей человека является основанная на чувстве собственного достоинства потребность в уважении, называемая иногда стремлением к общественному признанию.
Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей - своих ровесников.
Когда
родители часто заявляют
Если родители замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему энергию для раскрытия себя как личности на пользу общества.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
Удовлетворение
основных потребностей в
Рассматривая
основные типы родительских
Попытаемся определить
Позиция
отвержения способствует
Когда отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу доброты, покоя, взаимного внимания, у ребенка устанавливается прочная эмоциональная связь с родителями, у него формируются чувства привязанности и умение выражать свои эмоции. Дети в таких семьях обычно бывают веселыми, дружелюбными, милыми, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности - смелыми и отважными.
Если родители проявляют
Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения и способности к пониманию других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи.
Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
Влияние этой родительской позиции оказывается более слабым, если ребенок способен бунтовать против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, одобряющими его поведение. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают весьма уязвимы для самых нежелательных влияний.
При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская
позиция чрезмерного
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от выполнения сложных заданий.
Семья
является главной
Нарушение эмоциональных
отношений и дисгармонии семейн
Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста