Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37
Использование родителями индуктивных дисциплинарных методов способствует нравственному развитию ребенка, проявляющемуся и в суждениях, и в поведении, а также формированию способности испытывать вину и стыд. Использование силовых методов, напротив, препятствует интериоризации нравственных ценностей и в действительности может тормозить нравственное развитие. Индуктивные методы, посредством которых внимание ребенка обращается на чувства других людей, эффективно мотивируют ребенка к следованию нормам и правилам, таким как, например, отказ от игры с определенной игрушкой в определенное время.
Подражание и идентификация
Родители, которые пытаются внушить определенные правила, регулировать или видоизменять поведение ребенка, сознательно используют методы прямого обучения, такие как подкрепление, наказание и рассуждение. Но это не единственные способы социализации. Очевидно, что огромное значение имеет родительский пример.
Дети перенимают у родителей стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством подражания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок зачастую подражает не лучшему поведению родителей.
Подражание можно определить как простое копирование некоторого вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественнее понятие; оно заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое «суперэго», или совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, а также формы поведения и отношения, свойственные его полу. Таким образом, через идентификацию маленькая девочка усваивает поведенческие модели и систему отношений, ценностей и интересов, манеры и стандарты своей матери.
Результаты исследований подтверждают гипотезу о том, что дети в большей степени идентифицируют себя с заботливыми, доминантными и властными родителями. Например, было обнаружено, что дети «теплых» родителей более на них похожи и в большей мере склонны им подражать, чем дети относительно холодных родителей. В семьях с доминированием одного из супругов - где кто-то один принимает решения в большинстве случаев и осуществляет руководство большую часть времени - дети были склонны подражать наиболее влиятельному из родителей.
Модели и стили родительского поведения
Дисциплинарные методы, которые используют родители, и сила идентификации с ними ребенка обусловлены особенностями общего процесса взаимодействия родителя и ребенка или стиля воспитания. Диана Баумринд проанализировала связь между родительским поведением и поведением ребенка, введя два параметра - отзывчивости (теплота) и контроля (требовательности) - и выделила следующие типы воспитания: авторитетное, авторитарное, либеральное и отвергающее (пренебрежительное).
Баумринд начала свое лонгитюдное исследование с дошкольников. Обследовав затем 9-летних детей и их родителей, Баумринд обнаружила свидетельства того, что авторитетный стиль воспитания - сочетающий в себе требовательность, теплоту и отзывчивость - наиболее благоприятен для ребенка. Дети, родители которых придерживались авторитетного стиля воспитания, были наиболее компетентными в социальном плане, отзывчивыми, интеллектуально одаренными, а также более целеустремленными и организованными.
Дочери авторитарных родителей - требовательных и неотзывчивых - были социально напористы, тогда как воспитание по либеральному и отвергающе -пренебрежительному типу было связано с низкой социальной компетентностью дочерей. Сыновья отвергающих родителей были склонны к доминированию, однако у них отсутствовали лидерские способности, а уровень социальной компетентности был низок.
Эти результаты наводят на мысль о том, что поведение детей зависит от общей модели родительского воспитания, а не от какого-либо одного параметра и/или дисциплинарного метода. Авторитетный стиль отличается тем, что наиболее благотворно влияет на личность ребенка и его социальное поведение. Баумринд заключает,
что существует лишь несколько возможностей оптимального воспитания, тогда как отступления от наиболее эффективной модели могут принимать разнообразные формы. Либеральные родители предоставляют слишком много свободы, спрашивают с ребенка слишком мало и дают ему слишком много прав при принятии решений. Авторитарные родители предоставляют слишком мало свободы, спрашивают с ребенка слишком много и дают ему слишком мало прав при принятии решений... Авторитетные родители гораздо лучше, а отвергающе-пренебрежительные — хуже средних родителей.
Однако, рассматривая результаты этого исследования, следует вновь вспомнить о принципе двунаправленности. Возможно, детей, у которых «легкий» темперамент, - с самого рождения более послушных, общительных и независимых - проще всего воспитывать, придерживаясь авторитетного стиля, в то время как при воспитании детей с «трудным» темпераментом эти методы могут оказаться непрактичными и неэффективными. Хотя предпочтительность авторитетного стиля является установленным фактом, вероятно, не со всеми детьми можно использовать подобные методы воспитания[21.].
Подводя итог всему
1.5. Влияние на формирование личности ребенка других членов семьи
У более 80 % американских детей есть сестры или братья. Сиблинги могут оказаться весьма значимыми агентами социализации. Годовалые дети проводят во взаимодействии со своими братьями и сестрами столько же времени, сколько и с матерью (и гораздо больше, чем с отцом). Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, понимание и привязанность; подражая друг; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние на развитие друг друга.
Во взаимоотношениях сиблингов дошкольного возраста старшие склонны доминировать, чаще инициируют взаимодействие, чаще дают распоряжения и высказывают предложения. Со своими младшими братьями и сестрами первенцы-мальчики нередко используют методы, основанные на физической силе; а первенцы-девочки склонны, общаясь с малышами, давать им разъяснения, ставить перед ними вопросы, предоставлять возможность проявить. Однако младшие сиблинги не занимают абсолютно подчиненную роль. С возрастом они становятся равными партнерами во взаимодействии со старшими братьями и сестрами, они становятся более самостоятельными в своих действиях, менее покладистыми, более агрессивными. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное и социальное развитие, поскольку, по сравнению с другими дошкольниками, младшие дети чаще говорят о своих фантазиях, чаще задают и отвечают на вопросы, более склонны к сотрудничеству в игре. Уже в дошкольном возрасте старшие сиблинги могут эффективно выполнять роль учителя, обучая и наставляя своих младших братьев и сестер, присматривая за ними, видоизменяя свои собственные указания с тем, чтобы помочь младшему ребенку; Большинство детей, родившихся вторыми по счету, эмоционально привязаны к своим старшим сиблингам.
Характер взаимоотношений сиблингов друг с другом частично зависит от их отношений с матерью. Матери, не обсуждающие со своими первенцами их недавно появившихся на свет братьев и сестер, снижают вероятность того, что их дети найдут общий язык. Первенцы-девочки, у которых привязанность к матери особенно глубока, более склонны враждебно реагировать на появление младших сестры или брата, у которых, в свою очередь, формируются негативные установки по отношению к старшим сестрам.
Результаты лонгитюдных
Особенность
раннего взаимодействия между сиблингами
могут отражаться на дальнейшем
поведении ребенка. Близкие отношения
способствуют развитию желательных
черт и усвоению желательных форм поведения, включая
ролевое поведение, навыки общения,
социальную сензитивность, склонность
к сотрудничеству и понимание социальных
норм и ролей. Одним из механизмов развития
навыков ролевого поведения – споры между
сиблингами. Они во многом отличаются
от споров ребенка с родителями и связаны
с развитием способности встать на позицию
другого. Кроме того, взаимодействие между
сиблингами помогает ребенку овладеть
навыками, связанными с вышеуказанными.
Еще одно приемущество сиблингов – то,
что они утешают друг друга в период неудач.
Сиблинги поддерживают друг друга в трудных
ситуациях, таких как болезнь матери, проблемы
в школе и т. п. При разводе родителей их
отношения не столь однозначны. Иногда
после развода наблюдается нарастание
конфликта, однако характер дальнейших
отношений зависит от такового до развода.
Если сиблинги были близки, то и после
развода родителей они будут поддерживать
друг друга.
Учитывая то положительное влияние, которое оказывают сиблинги, может показаться, что единственный ребенок сталкивается со множеством трудностей. В действительности единственный ребенок нередко получает негативную характеристику, например: «неадаптированный, эгоцентричный и своевольный; ищущий внимания и зависимый от других, импульсивный и тревожный, обычно неудачливый и отвергаемый и в то же время несколько более автономный, чем ребенок, имеющий брата или сестру». Однако систематический анализ результатов более 100 исследований свидетельствует о том, что у единственных детей обычно нет подобных проблем. Единственные дети превосходят детей из многодетных семей по уровню интеллекта и мотивации достижения. В этом отношении они сходны с первенцами и детьми из двухдетных семей; они сходны с ними также и по уровню общительности, по характеру и адаптивности. В сравнении с родителями из многодетных семей родители, имеющие 1-2 детей, уделяют им больше внимания, что позволяет ребенку усвоить более сложные интеллектуальные навыки, например расширить словарный запас, а также модели более зрелого поведения. Многие убеждены, что единственные дети в некотором отношении отличаются от детей, имеющих сиблингов, однако, если это так, они различаются по тем параметрам, которые еще не были изучены[21.].
Делая вывод, можно заключить, что состав семьи также значительно влияет на развитие ребенка. В зависимости от характера взаимодействия с другими членами семьи может зависеть внутренний климат семьи.
2. Особенности
психического развития в
2.1. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста
.
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член массового коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности[10.С.13.].
С началом школьного обучения дети, возможно впервые в жизни, отделяются от своих родителей и должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомыми взрослыми. В то же время им предоставляется больше независимости[26.]. В младших классах детям даже приходиться конкурировать между собой за внимание и помощь взрослого. Независимо от того, в какую школу поступает ребенок, всегда существует огромное различие между тем, что считается приемлемым и ожидаемым от него дома, и новыми требованиями, предъявляемыми к нему в школе. Чем сильнее это различие, тем труднее будет ребенку приспособиться к новым условиям. От детей, которые только начали интернализировать нормы жизни своей семьи, ожидают приспособления к полностью новому набору требований. Успешность этого перехода зависит от общей обстановки в семье и в школе, а также от особенностей индивидуального развития ребенка. От того, насколько хорошо справился ребенок с новыми формами зависимости, расширением автономии, с необходимостью соблюдать установленную в школе дисциплину, обуздывать свою агрессивность и прислушиваться к голосу совести, будет зависеть его адаптация к школьной жизни. Хотя учителя признают, что внутренние ресурсы первоклассника могут быть весьма ненадежны, от него требуют такой приспособляемости, какой редко ожидают даже от взрослых.
С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным же образом, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием[5.].
Начало школьного возраста
Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста