Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа
Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.
Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45
Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность и результата труда, увлечённость его процессом, Учение – наиболее точно оцениваемый труд школьника, и развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался но только результат, но и затраченные ребёнком усилия.
В
плане преодоления и
В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии правилами, усвоенными от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.
Так, по мнению маленького ребенка, Пьер, который разбил 10 тарелок, помогая матери накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Жак, без спросу взявший из шкафа конфету и разбивший при этом всего одну тарелку.
В связи с этим Пиаже говорит о гетерономной морали, постепенно заменяющейся автономной моралью в более позднем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что намерение важнее результатов совершенного поступка [2, c. 26]. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требование взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо» [12, c.170]. При этом отметим, что «надо» выступает для ребенка непросто как знание, что так надо поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальное, зачаточная форма чувство долга. Особенность же чувство долга состоит в том, что она является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.
По данным исследованиям,
Применительно к начальной школе, должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать.
В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
Для
учителя полезно познакомиться
с целостной картиной становлен
Личность характеризуется
Специальные исследования
Важно добавить, что при этом учитель не должен забывать о закономерностях усвоения. В частности, вначале обучения ребенку необходима материализация. Так, чтобы приступить к работе вовремя ребенок должен получить какое-то внешнее «напоминание»: звонок будильника или какой-то другой внешний сигнал. Аналогично, для того чтобы ребенок считался со временем и «не тянул его» при выполнении задания, полезно поставить перед ним часы, которые помогают ребенку контролировать свою деятельность, меньше отвлекаться во время работы.
Не останавливаясь
на других условиях, обеспечивающих
успешное формирование
В завершении следует сказать, что с поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьезных изменений. Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему.
Нравственное воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач школы. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на частные, исторические, конкретные оценки других, нравственность же – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные (истинные) принципы и ценности.
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Л.Кольберг выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по 2 стадии. К.Гиллиган утверждала, что между нравственными принципами мужчин и женщин существуют различия, поэтому она выделяла иные 3 уровня развития – самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.
Воспитание, как мы знаем, процесс
противоречивый и длительный. В
нем возникают серьезные
Как узнать, достиг ли цели
воспитательный процесс в
Как же определяется
В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «сравнение»). Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (класса). Оформляются они обычно в виде шкалы. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровень воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование с той разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий [7].
Среди множества критериев воспитанности можно выделить 2 группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностированного качества. Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов – достигнутого уровня воспитанности личности или класса – и частные критерии для анализа результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования зафиксированные в формулировке цели, а вторые – конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на 2 группы:
С помощью практических методов диагностики изучается представление воспитанников о нормах и правилах поведения, их мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Почему нельзя быть ябедой?», «Зачем людям быть добрыми?», «Почему скупой платит дважды?» и т.п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Чтобы определить, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме типа: «Каким ты предпочитаешь быть – добрым или злым?» и т.п. Они могут быть открытыми, требующими свободного аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов. Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочинения на заданную тему: «Как я понимаю дисциплину», «Вежливость и я» и т.п. Аналогичные задания можно предлагать в 3-4 классах. Ценность их в том, что они отражают внутренние позиции детей, сомнения, колебания и раздумья.
Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как ребенок воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения – метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет решать 2 задачи:
Воспитывающая ситуация – это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформированных у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь, в том числе на уроках, в школьной столовой, на улице, в общественном транспорте и т.д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны жизни. Это, например, ситуация, в которой распределяются обязанности, поручения, подарки и награды, происходит выбор между личным и общественными и т.п. В таких ситуациях поведение ребенка обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства [7].
Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника