Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии для Насти.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

В последнее  десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создается ситуация, когда дети вынуждены искать выходы из них, а воспитатель может оценить, каков уровень их воспитанности: какой выход они найдут – таков их уровень.

Выделяются  следующие виды ситуаций:

  •                       Проверочная;
  •                       Воспитывающая;
  •                       Контролирующая;
  •                       Закрепляющая;
  •                       Непредусмотренная воспитателем, но помогающая;
  •                       Не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

         Проблемная ситуация может создаваться как для целого класса, так и для отдельного ученика. Но и в том и в другом случае она даст положительные результаты только тогда, когда в ее основе лежат задачи, решение которых представляет интерес для воспитанников.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Чаще других используется шестибалльная шкала регистрации. В ней три положительных оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности и три отрицательных оценки (-1, -2, -3) – степени моральной невоспитанности. Учитель, проводя диагностирование, оценивает моральную воспитанность так:

  • +3 (устойчивая готовность совершить моральный поступок);
  • +2 (стремление совершать положительные действия);
  • +1 (понимание необходимости положительных действий);
  • 0 – нейтральная позиция;
  • -1 (готовность к отрицательным проявлениям);
  • -2 (стремление к отрицательным действиям);
  • -3 (антиобщественное поведение).

Следует всегда помнить, что в основу оценки должна быть положена общая нравственная направленность ребенка, а не отдельные ее качества [7].

Последние следует  рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом их вызвавшем, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение детей могло бы быть иным.

Таким образом, целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования. Диагностирование воспитанности – это исследование учителя, которое дает ему информацию об уроне воспитанности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности. Главная задача воспитательного диагностирования – установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников,  определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса. На основе диагностирования разрабатывается стратегия и тактика управления воспитательным процессом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобиться учителю, чтобы достичь заданного уровня определенных качеств [7].

      Итак, как уже говорилось, воспитание - процесс противоречивый и длительный. Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования. Главная задача воспитательного диагностирования – установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников,  определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.

 

 

  • 2.2. Приемы воспитательной работы учителя по формированию

  • нравственных качеств

  •    Моральные  мотивы руководят нравственными  поступками человека, побуждают  его размышлять над соответствующим  проявлением образа действий. Чтобы  добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания [17, с.31]. Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под  влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей [15, с.60]. Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя [14, с.204].

    Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

          Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

           Жизнь дает не только положительные,  но и отрицательные примеры.  Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном [8, с.543].

    Естественно, что  воспитание зависит и от личного  примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших  школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно [8, с.543].

    Педагогический  смысл работы по нравственному становлению  личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор [10, с.59].

    На уроках в  постоянном общении с учителем и  сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

    В педагогической литературе описывается множество  методов и приемов нравственного  воспитания.

    Так, например, по результатам методы воздействия  можно разделить на два класса:

    1. Влияния, создающие  нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления,  понятия, идеи,

    2. Влияния, создающие  привычки, определяющие тот или  иной тип поведения [8, с.523].

    Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

    1. Методы разностороннего  воздействия на сознание, чувства  и волю учащихся в интересах  формирования у них нравственных  взглядов и убеждений (методы  формирования сознания личности);

    2.Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения;

    3. Методы стимулирования  поведения и деятельности [6, с.236].

    Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником  тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.  Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

        Методы  этой группы очень важны и  для успешного прохождения следующего  важного этапа воспитательного  процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого  поведения. Если ученики остаются  безразличны к педагогическому  воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы [8, с.533].

           В учебных пособиях прежних  лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию [5, с.53].

        Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример [8, с.534].

        Своеобразной  школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе [1, с.251-252].

    Каждый из методов  имеет свою специфику и область  применения.

     Все выше  сказанное позволяет сделать  вывод, что моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. 
    Выводы по главе 2

    Воспитание  процесс противоречивый и длительный. Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования. Главная задача воспитательного диагностирования – установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников,  определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.

    Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением  образа действий. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.3. Педагогический эксперимент

    Для подтверждения  теоретических положений нами был  проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы  муниципальной общеобразовательной колы с углубленным изучением отдельных предметов № 58 г. Томск в 3 «Г» классе. В экспериментальном исследовании участвовало 19 человек.

    Цель исследования: выявить уровень сформированности нравственной воспитанности младших  школьников.

    На констатирующем этапе для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны методика М.Рокича, Е.Ф. Шубиной, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой.

    Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника