Руководитель – подчиненный: методы педагогического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие методов педагогического воздействия.………………………...……4
Глава 2. Понятие метода убеждения……………………….…………………………….6
Глава 3. Метод упражнения и приучения……………………………………………14
Глава 4. Методы обучения…………………………………………………..…………..15
Глава 5. Методы стимулирования.………… ……………………………………….…17
Глава 6. Метод контроля.………………………………………………………………..18
Глава 7. Метод внушения……………………………………..……………………….19
Заключение…………………………………………………………...…………………..20
Список использованной литературы……………...……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ФАКУЛЬТЕТ                                Социально-экономический факультет

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ                          Менеджмент организации

КАФЕДРА                                                      Менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: Психология

Тема: Руководитель – подчиненный:

методы  педагогического воздействия

 

 

Студент группы МЗ-201

Юсупов  Я. И.

 

Руководитель

                      Спирина Л.М                 

            Доцент

 

 

 

Челябинск

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие методов педагогического  воздействия.………………………...……4

Глава 2. Понятие метода убеждения……………………….…………………………….6

Глава 3. Метод упражнения и приучения……………………………………………14

Глава 4. Методы обучения…………………………………………………..…………..15

Глава 5. Методы стимулирования.………… ……………………………………….…17

Глава 6. Метод контроля.………………………………………………………………..18

Глава 7. Метод  внушения……………………………………..……………………….19

Заключение…………………………………………………………...…………………..20

Список  использованной литературы……………...……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления рыночной экономики  в нашей стране особое значение приобретают  вопросы практического применения  современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую  эффективность любого производства.

В системе  мер реализации экономической реформы  особое значение придается повышению  уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение  многих лет отечественного и зарубежного  опыта.

Еще некий  древний мудрец говорил: искусство  управления людьми - самое трудное  и высокое из всех искусств.

 Нет сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.

Чтобы быть руководителем, надо иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные - это почти что их собственность.

Однако  именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями  с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом.

Психологические методы играют очень важную роль в  работе с подчиненными, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или  служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, чувствам, образам  и поведению с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач предприятияю.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие  на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых  человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые  изменяют его поведение.

Способы психологического воздействия относят  к числу важнейших элементов  методов управления. Они концентрируют  все необходимые и разрешенные  законом приемы воздействия на людей  для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

Глава 1. Понятие методов  педагогического воздействия.

   Реализацию  целей воспитания и образования  называют педагогическим процессом.  Систему воспитательных и образовательных  средств именуют методом воспитания  либо методом обучения. Разделение  средств и методов на воспитательные  и образовательные весьма условно,  а порой даже искусственно, поэтому  будем пользоваться в дальнейшем  универсальными понятиями "средства  воздействия на личность" и  "методы воздействия на личность".

Прием воздействия  — совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия  — совокупность приемов, реализующих  воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации  активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

Методы воздействия  на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, нужно вовлечь его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы  изменить поведение человека, нужно  изменить его желания, мотивы (хочет  уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.).

Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать  новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности.       Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, “потери себя”. И если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

Для должного функционирования педагогического  процесса нужно, как минимум, пять групп  методов воздействия на личность:

  1. убеждение;
  2. упражнения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль.

Таким образом, метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Методы воздействия призваны изменить поведение человека, его  взгляды, мнения и установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие метода убеждения.

- Я не могу поверить в это, - сказала Алиса.

- Не можешь? - ответила Королева  тоном, выражающим сожаление, - Попробуй  снова: глубоко вдохни и закрой  глаза, Алиса рассмеялась: 

- Бесполезно пробовать, - сказала  она. - Невозможно поверить в невероятное. 

Смею заметить, что у тебя не было достаточной практики, - ответила Королева, - Когда я была в твоем  возрасте, я всегда делала это по полчаса в день. Так вот, иногда я умудрялась поверить в целых  шесть невероятных вещей до завтрака.

Льюис Кэролл, "Алиса в Зазеркалье"

Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение  может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь людей к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное  и систематическое  изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения.  Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Для руководителя является очень важным умение переубеждать. Убедить –  значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это, в известной мере, - логическая задача, решение которой, как кажется  многим руководителям, не представляет особого труда. Однако результаты исследования в области современной психологии позволяют сделать вывод о  том, что большинство говорящих  оценивают свои возможности убеждать, а еще в большей мере – переубеждать слишком оптимистично.

 Дело в том, что существует  огромная разница между мыслью, взглядом и убеждением. Из перечисленных  понятий мысль является самой  кратковременной и меняется сравнительно  легко. Более продолжительный  характер имеют взгляды. В связи  с тем, что человек постоянно  получает новую информацию, то  и взгляды его соответствующим  образом меняются. Здесь многое  будет зависеть от того, какие  это взгляды – главные или  второстепенные для данного сотрудника. Итак, убедить, а тем более переубедить человека не так легко. Очень важным оказывается отношение сотрудника к руководителю (доверие, сомнение, недоверие).   Убедительность речи в значительной мере, как показывают социологические исследования, зависит от ее характера, образности, афористичности. Если речь руководителя суха, невыразительна, монотонна, то она вряд ли сможет заинтересовать сотрудника. Чем лучше и больше руководитель научится использовать гибкость и богатство русского языка, тем убедительнее для его подчиненных будут его слова, мнения, мысли.

 Таким образом, если руководитель  будет владеть знаниями современной  психологии, то для него не  составит очень большого труда  переубедить, а тем более убедить  своих сотрудников  по всем  вопросам, которые ему необходимо  решить как в общественной, так  и в производственной деятельности. Более того, руководитель сможет  добиться этого, усилив уважение  к себе, укрепив свое положение  в коллективе, еще раз доказав  свое лидерство и профессионализм.    

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

  1. Высокий авторитет руководителя.
  2. Опора на жизненный опыт подчиненного.
  3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
  4. Сочетание убеждения и практического приучения.
  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных.

Убеждение подразумевает   "мягкое"   воздействие   на   индивида,

ставящее  целью радикально скорректировать  его взгляды, чтобы тем самым

повлиять  на  последующее  поведение.  Данный  вариант  является самым

этичным способом влияния,  ибо здесь нет грубого  насилия или коварного

Информация о работе Руководитель – подчиненный: методы педагогического воздействия