Для анализа данных решетки
доступны несколько программ, содержащих
метод главных компонент. Возможно самая
известная из них это пакет ИНГРИД (INGRID),
разработанный Pat Slater, Jane Chetwynd и др. Известны
многие другие программы анализа главных
компонент, - как коммерческие, так и свободно
распространяемые.
Также при интерпретации данного
метода следует учитывать ригидность
репертуарной решетки. Существуют рыхлые,
жесткие и адаптивные репертуарные решетки.
Рыхлой считается система, в которой
мало статистически значимых (коэффициент
корреляции более 0,3) связей между конструктами Жесткой считается
система, в которой таких связей много.
Если относительное число значимых
связей между конструктами низкое, это
может означать нарушение целостности
системы отношений, что затрудняет для
человека истолкование событий, препятствует
прогнозированию поведения других людей
и собственных взаимоотношений с ними.
Рыхлая система может означать слабую
осведомленность или незначительный опыт
человека в данной предметной области,
но также часто проявляется, как устойчивая характеристика,
у людей с различными формами психической
дезадаптации (неврозы, расстройства шизофренического
типа и др.).
Жесткая система может быть причиной
чрезмерной категоричности в оценках
людей и их поступков, в интерпретации
внешнего мира и собственного Я. Такая
организация конструктов может быть причиной
неспособности к объективным оценкам,
к ригидности при объяснении поступков
окружающих и выстраивании собственных
действий. Это приводит к неадаптивным
стратегиям в разрешении конфликтов, ухудшению
взаимоотношений. Известно, что жесткость
системы конструктов человека существенно
увеличивается в состоянии стресса, психической
напряженности. При выборе адекватных
стратегий совладания общая жесткость
системы снижается.
Перейдем к следующей методике:
Методика исследования самоотношения С.Р.
Пантелеев (МИС).
Цель данной методики: выявить
структуры самоотношения личности, а также
выраженность отдельных компонентов самоотношения:
закрытости, самоуверенности, саморуководства,
отраженного самоотношения, самоценности,
самопривязанности, внутренней конфликтности
и самообвинения.
Испытуемому предлагается инструкция: Вам предложен перечень суждений,
характеризующих отношение человека к
себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно
прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны
с содержанием суждения, то в бланке для
ответов, рядом с порядковым номером суждения
поставьте "+", если не согласны, то
"-". Работайте быстро и внимательно,
не пропускайте ни одного суждения. Возможно,
что некоторые суждения покажутся Вам
излишне личными, затрагивающими интимные
стороны Вашей личности. Постарайтесь
определить их соответствие себе как можно
искренне. Ваши ответы никому не будут
демонстрироваться.
При обработке используется
специальный "ключ", с помощью которого
получают так называемые "сырые"
баллы.
Совпадение ответа обследуемого с "ключом"
оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются
совпадения ответов по признаку "согласен",
затем - по признаку "не согласен".
Полученные результаты суммируются. Затем
сумма "сырых" баллов по каждой из
шкал с помощью специальной таблицы переводится
в стены. Стены служат основанием для интерпретации.
2.2. Результаты исследования
и их обсуждение
В исследовании приняли участие 10 подростков
в возрасте от 15-16 лет ЦП «Альтернатива».
Данные, полученные в исследовании, представлены
в таблицах (приложения).
Нами было принято решение сравнить,
насколько результаты метода репертуарных
решеток и методики С.Р. Пантелеева(МИС)
связаны. Для этого было решено воспользоваться
методом статистической обработки данных,
а именно корреляцией.
Результаты приведены в таблицах
2.1
Табл 2.1 |
|
SAMOOCENresh |
rig |
ZAM |
Корреляция Пирсона |
-,406 |
,300 |
Знч.(2-сторон) |
,244 |
,400 |
N |
10 |
10 |
SUV |
Корреляция Пирсона |
-,023 |
,107 |
Знч.(2-сторон) |
,949 |
,768 |
N |
10 |
10 |
SARU |
Корреляция Пирсона |
-,402 |
,160 |
Знч.(2-сторон) |
,249 |
,659 |
N |
10 |
10 |
OTR |
Корреляция Пирсона |
,531 |
-,286 |
Знч.(2-сторон) |
,114 |
,422 |
N |
10 |
10 |
SO |
Корреляция Пирсона |
,529 |
-,424 |
Знч.(2-сторон) |
,116 |
,222 |
N |
10 |
10 |
SAPRIN |
Корреляция Пирсона |
,544 |
-,276 |
Знч.(2-сторон) |
,104 |
,439 |
N |
10 |
10 |
SAMPRI |
Корреляция Пирсона |
,582 |
-,272 |
Знч.(2-сторон) |
,078 |
,448 |
N |
10 |
10 |
VNUK |
Корреляция Пирсона |
-,452 |
,318 |
Знч.(2-сторон) |
,190 |
,371 |
N |
10 |
10 |
SOBVI |
Корреляция Пирсона |
-,749 |
-,116 |
Знч.(2-сторон) |
,013 |
,750 |
N |
10 |
10 |
SAMOOCENresh |
Корреляция Пирсона |
1 |
,032 |
Знч.(2-сторон) |
|
,930 |
N |
10 |
10 |
В результате анализа значимых
корреляций не обнаружено, но наблюдаются
некоторые тенденции.
Обратим внимание, что наибольшие
корреляционные связи имеются между результатами
метода репертуарных решеток(SAMOOCENresh) и
такими параметрами методики МИС, как
отраженное самоотношение(OTR), самоценность(SO),
самопринятие(SAPRIN), самопривязанность(SAMPRIN).
Это может говорить о том, что чем выше
самооценка у человека(SAMOOCENresh), тем
выше уровень его отраженного самоотношения,
самоценности, самопринятия и самопривязанности.
Таким образом, метод репертуарных решеток
позволяет нам увидеть, по каким параметрам
человек оценивает как себя, так и окружающих
его людей и мир в целом.
Также нами было принято решение
сравнить с помощью метода статистической обработки
данных, а именно корреляцией, ригидности
репертуарных решеток и параметров самоотношения.
Результаты приведены в таблице 2.2 и 2.3.
Табл. 2.2
|
|
OTR |
SO |
SAPRIN |
ро Спирмена |
SAMOOCENresh |
Знч. (2-сторон) |
,089 |
,112 |
,103 |
N |
10 |
10 |
10 |
rig |
Коэффициент корреляции |
-,427 |
-,656 |
-,375 |
Знч. (2-сторон) |
,218 |
,040 |
,286 |
N |
10 |
10 |
10 |
Табл. 2.3 |
|
SAMPRI |
VNUK |
SOBVI |
ро Спирмена |
SAMOOCENresh |
Знч. (2-сторон) |
,068 |
,089 |
,089 |
N |
10 |
10 |
10 |
rig |
Коэффициент корреляции |
-,388 |
,477 |
,036 |
Знч. (2-сторон) |
,268 |
,163 |
,922 |
N |
10 |
10 |
10 |
Данные результаты
помогают нам предположить, что чем жестче
ригидность репертуарной решетки, тем
ниже уровень самооценки. Возможно это
связано с тем, что человек слишком много
ожидает как от себя, так и от других людей,
но часто эти ожидания не оправдываются
и это влияет на уровень его самооценки.
Как мы уже говорили вы, жесткая система
конструктов может быть причиной неспособности к
объективным оценкам, к ригидности при
объяснении поступков окружающих и выстраивании
собственных действий. Это приводит к
неадаптивным стратегиям в разрешении
конфликтов, ухудшению взаимоотношений.
Но для того, чтобы удостовериться в правильности
наших выводов по поводу систему конструктов,
была проведена дополнительная беседа.
Ее результаты приведены в приложении(приложение
№ 3).
Делая вывод из всего выше сказанного,
мы можем сказать, что об гипотезы доказаны,
но при увеличении выборки мы сможем войти
в доверительную зону и говорить о более
значимых корреляционных связях.
Выводы
по главе 2
На основе проведенного диагностического
исследования можно сделать следующие
выводы:
- между результатами метода
репертуарной решетки и отдельными параметрами
методики С.Р. Пантелеева(МИС) существуют хоть и незначительные,
но все же корреляционные связи;
- чем жестче система конструктов
в репертуарной решетке, тем ниже самооценка
респондента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст, рассматриваемый
как значимый этап становления самосознания
личности, под влиянием комплексных ситуационных
и психологических факторов сопровождается
качественной "перестройкой" или
закреплением раннее сложившихся критериев
оценочного и эмоционально-ценностного
отношения к себе. На то обстоятельство,
что на фоне самоотношения проявляются
переживания проблем, указывается в работах
ряда отечественных исследователей (ЛИ.
Божович, И.И. Иванова, Н.Д. Левитов, В.Н.
Мясищев, Л.Х. Умарова). В этой связи можно
предположить, что негативная модальность
самоотношения или противоречия между
его структурными компонентами могут
служить психологической предпосылкой
для возникновения переживаний проблем
подростков и на фоне негативных ситуационных
факторов создавать условия для их социальной
дезадаптации. Вместе с тем, эмпирических
данных о развитии самоотношения в контексте
становления его структурно-функциональных
компонентов в подростковом возрасте
ограниченное количество. Таким образом,
можно заключить, что самоотношение является
сложным личностным образованием, в котором
находят свое выражение знания человека
о себе, его активность, направленная на
открытие своего Я в общении и деятельности.
Проявление и развитие высших способностей
человека стимулируются рядом факторов.
Это психологическая безопасность, психологическая
свобода, эмпатическое понимание и свобода
от оценок, принятие, создаваемое атмосферой
любви и доверия.
Постоянная критика и недоброжелательное
отношение со стороны близких людей, сравнивание
человека с более успешными сверстниками
подавляет и губит потенциал личности;
ведет к появлению негативизма, отрицания,
безразличия, внутреннего напряжения.
Развитие способностей индивида неотделимо
от развития его личности в целом.
Школьный возраст - возраст
формирования самоотношения и самооценки,
становления личности ребенка, его взаимоотношений
с окружающими. От уровня развития его
самоотношения будет зависеть не только
деятельность с окружающими его людьми,
но и успешность в учебной деятельности.
Что касается возможностей
метода репертуарных решеток, то можно
сказать, что этот метод позволяет увидеть,
по каким параметрам оценивает человек
себя, людей и весь окружающий его мир.
Также можно увидеть какими стереотипами
оперирует респондент и насколько они
значительны в его жизни. Поэтому на наш
взгляд, данный метод должен обладать
большей распространенностью, чем имеет
сейчас. Так как это может дать новое понимание
в области самоотношения человека.
Список
используемой литературы.
- Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология:
4М, 1993-1994. № 3-4.
- Воспитание самооценки и активность
у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного
руководителя: 5-9 классы. – 3-е изд, 2011.
- Козлова И.В. Личность как система конструктов. Некоторые
вопросы психологической теории Дж.Келли//Системные
исследования, 1975.
- Крицкий А.Г. Методические указания к
практикуму по курсу «Репертуарные интервью
в диагностике и консультировании». –
Волгоград, 2012
- Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование
избирательных привязанностей у дошкольников
// Генетические проблемы социальной психологии.
- Минск. - 1985.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. -
М., 1975.
- Немов Р.С. Путь к коллективу. 6 книга для
родителей о психологии ученического
коллектива. М.: Педагогика, 1988
- Общая психодиагностика (ред. А.А.Бодалева,
В.В.Столина). М., 1987.
- Общение детей в детской саду и семье
/ Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.
- исслед. ин-т дошкольного воспитания
Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и
особенности индивидуального развития
личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.
- Петренко В.И. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
- Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной
психологии личности// Вопросы психологии,
1984. № 3.
- Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей,
воспитывающихся в закрытых дошкольных
учреждениях и в семье // Вопросы психологии.
- 2000. - №3.
- Репина Т.А. Социально-психологическая
характеристика группы детского сада.
- М.: Педагогика, 1988.
- Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности
отношения к сверстнику у популярных и
непопулярных дошкольников // Вопросы
психологии. - 1988. - №3.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка
при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ,
1989.