Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа
Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Изучение особенностей развития в подростковый период
Ведение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период
1.1. Особенности развития в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5
1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8
1.3. Сущность и проявление особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14
Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением
2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Приложение………………………………………………..........................…….27
Среди сверстников подросток нередко раскрывает те стороны своей личности и те особенности психического состояния, которые остаются незаметными в окружении взрослых.
Первыми обычно группируются подростки с делинквентным поведением, с токсикоманическими склонностями, обладающие опытом быстрых уличных знакомств. Образуемые ими компании отражают структуру и манеру поведения асоциальных подростковых групп. К ним начинают тянуться подростки с явной или скрытой акцентуацией по неустойчивому типу или с чертами неустойчивости на фоне других типов. Другие подростки сплачиваются в группы более медленно.
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками
Способы диагностики девиантного поведения подростков рассматриваются специалистами на следующих уровнях :
- оценка поступков подростка родителями, педагогами, родственниками (собеседование, беседа, опросник);
- опросник оценки поступков самого подростка;
- анализ психолого- педагогических характеристик, видеоанализ проблемных ситуаций, личных дел подростков.
Алгоритм диагностики девиантного поведения подростков следующий:
1. Опрос родителей по
широкому кругу вопросов, касающихся
проблемной ситуации, связанной
с девиантным поведением
2. Педагогическое наблюдение за поведением подростка в школе, быту его реакция на замечания, предупреждения со стороны взрослых.
3. Педагогическое наблюдение учителя за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях за способами поведения подростка.
Диагностическая беседа с родителями для регистрации девиантного поведения
Примерный список вопросов:
- физическое развитие подростка;
- уровень социальных отношений;
- взаимоотношения в семье;
- поведение ребенка в школе, по мнению родителей;
- взаимоотношения в семье;
- свободное времяпровождение ребенка.
Методы диагностики девиантного поведения
Диагностика психических состояний и свойств личности:
1. Методика диагностики
оперативной оценки
2. Методика определения
психологической
3. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина
4. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
5. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
6. Методика дифференциальной
диагностики депрессивных
7. Методика дифференциональной
диагностики депрессивных
8. Методика диагностики
самооценки психических
9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
10. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
11. Методика диагностики
доминирующей стратегии
12. Методика диагностики
предрасположенности личности
Для каждого периода наблюдения проведение коррекции девиантного поведения предполагает участие специалистов, определяемое условиями и задачами помощи .
На 1-м этапе задачи коррекции девиантного поведения могут быть выполнены психологом и педагогом, на 2-м необходимо привлечение психиатра-психотерапевта, роль которого является ведущей для коррекции девиантного поведения в целом, и на 3-м предполагается участие социального работника и юриста
13. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено
Компоненты успешной профилактики и коррекции девиантного поведения подростков:
Основными модулями модели выступают: содержательно-проблемный – формирование у учащихся теоретических знаний основ правового поведения; овладение знаниями, умениями, навыками по организации социально-значимой деятельности, овладение основами здорового образа жизни.
Методический модуль
– интегрирование основ
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети
получают распушенное, а при постоянном
противодействии – ложное
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного
подчинения взрослым
4. Расширение оценки
5. Нельзя захваливать
и противопоставлять успехи
6. Ошибкой является предъявление
неверных ответов на
7. Нравоучения бесполезны
– обращение к подросткам
8. В общении с подростком
не должен присутствовать
Рекомендации по работе с "трудными подростками"
Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.
Заключение
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.
Список литературы
1.Ананьев Б. Г. "Человек как предмет познания". СПб.: Питер, 2001
2.Березин С.В., Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001.
3.Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” М.: "Социальное здоровье России",1994.
4.Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Уфа: БГПУ,2008
5.Выгодский Л.с. Педагогическая психология
6.Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001
7.Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия.СПб: Питер, , 2010
8.Леонгард К. Акцентуированные личности.
9.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Изд-во НПО "МО ДЕК", 2000
10.Психологический словарь, 1983
11.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского СПб.: Питер,2000
Интернет- источники:
http://www.vashpsixolog.ru/
http://vprosvet.ru/biblioteka/
Приложение
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко
Шкалы: миролюбие, избегание, агрессия
Назначение теста
Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.
Инструкция к тесту
Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего
Тест
1. Зная себя, вы можете сказать:
1. я скорее человек миролюбивый, покладистый;
2. я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;
3. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.
2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:
1. ищете способ примирения;
2. обдумываете способ не иметь с ним дел;
3. размышляете о том, как его наказать или поставить на место.
3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:
1.
будете спокойно добиваться
2. постараетесь свернуть с ним общение;
3. будете горячиться, обижаться или злиться.
4. Если защищая
свои важные интересы, вы почувствуете,
что можете поссориться с
Информация о работе Самооценка и особенности поведения подростка