Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
Изменяется взаимоотношение
процессов возбуждения и
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.
Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами.
В школе ребенок встречается
с четкой и развернутой системой
моральных требований. Старшие следят
за тем, чтобы эти требования соблюдались
и усваивались детьми – это
путь к формированию у них общественной
направленности личности. «Обращенность
к коллективу» ведет к тому,
что младший школьник начинает сознательно
подчинять свои пробуждения тем
общим целям и задачам, которые
стоят перед ним и его
Изменения нравственной сферы
связанно с появлением у младшего
школьника собственных
В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.
Усваивая в процессе обучения
и воспитания определенные нормы
и ценности, школьник начинает под
воздействием оценочных суждений других
(учителей, сверстников) относиться определенным
образом как к реальным результатам
своей учебной деятельности, так
и к самому себе как личности.
С возрастом он все с большей
определенностью различает свои
действительные достижения и то, чего
он мог бы достичь, обладая определенными
личностными качествами. Так у
ученика в учебно-
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Дети по-разному относятся к допускаемыми ими ошибками. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя : « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.
Самооценка ребенка
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Человек, который работает,
нуждается в определенном отношении
к тому, что он делает, испытывает
потребность в том, чтобы результаты
его труда оценивались. Больше всего
он нуждается в одобрении, в положительной
оценке. Его очень огорчает отрицательная
оценка. Но совсем выводит из строя,
действует угнетающе и
Постепенно возрастает и
самостоятельность самооценок. Если
самооценки первоклассников почти
полностью зависят от оценок их поведения
и результатов деятельности учителем,
родителями, то ученики вторых и
третьих классов оценивают
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.
Следовательно, роль школьных
оценок не исчерпывается тем, что
они должны воздействовать на познавательную
деятельность ученика. Оценивая знания,
учитель, по существу, одновременно оценивает
личность, ее возможности, ее место
среди других. Именно так и воспринимаются
оценки детьми. Ориентируясь на оценки
учителя, они сами ранжируют себя
и своих товарищей как
Основная тенденция в
становлении самооценки заключается
в постепенном выделении
Развитие самооценки у
детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит
в два этапа: на первом дети, оценивая
себя, ограничиваются главным образом
оценкой своих действий и поступков,
а на втором в сферу самооценки
включаются внутренние состояния и
моральные качества личности. Формирование
второго, высшего этапа самооценки
начинается в подростковом возрасте
и продолжается в течение всей
жизни человека по мере накопления
социального опыта и
Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими , их таких источников информации, как радио и телевидение.
Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.
Нередко у школьников наблюдается
явная переоценка своих сил и
возможностей . Может появиться чувство
зазнайства: необоснованно завышая
свои возможности, школьник ставит перед
собой задачи, выполнить которые
он не может. Завышенная самооценка вступает
в противоречие с оценкой его
другими людьми, встречает отпор
коллектива и может стать причиной
конфликта в отношениях с его
членами. Кроме того, многократное столкновение
неадекватной, завышенной самооценки
с неудачами в практической деятельности
порождает тяжелые
Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:
Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.
В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы:
Проблема роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким , каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.
Проблема внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою внешность, ненавидит свои способности, - вообще, тяготится самим собой. Такого рода рефлексирующий негативизм – явление довольно частое. И этот негативизм рождается на грани позитивного качества – неудовлетворенности собой.
С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.
Выводы
Основными факторами влияющими
на формирование самооценки детей младшего
школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей
и их отношение к учебной