Самооценка младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Содержание

Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка младших школьников.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель  начальных классов должен знать  психологические особенности младших  школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном  процессе.

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.

3.1. Организация исследования

Наше исследование проводилось  в школе №9  города Пинска во 2 «Б» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 21 учащийся.

 Цель: изучить особенности  самооценки детей младшего школьного  возраста.

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: особенности  самооценки младшего школьника.

Задачи диагностической  работы:

 подобрать диагностические  методики

 провести диагностику

 обработать полученные  результаты

 оформить протоколы  исследования

 разработать рекомендации  для родителей и учителей

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

  1. Методика Дембо- Рубинштейн

Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих  отдельные качества личности.

Ход опыта: Экспериментальная  часть опыта выполняется в  аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную  личность. Испытуемый выбирает из предложенного  перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор  качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для  испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его  мнению, развито у него самого в  наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

Обработка результатов:

После заполнения двух рядов  подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это  количество качеств, а b- это сумма  квадратов разностей.

 При этом надо иметь  в виду, что значение коэффициента  менее 0,35 соответствует низкой  самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней  и более 0,7 – соответствует  высокому уровню самооценки.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками  ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у  сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в  себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными  знаками уровень развития у них  этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструкция: Любой человек  оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет  символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

 Ум, способности

 Характер

 Умение многое делать  своими руками

 Внешность

 Уверенность в себе

 Под каждой линией  написано, что она означает. На  каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие  у себя этого качества, стороны  вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития  этих качеств, сторон вы были  бы удовлетворены собой или  почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка  проводится по 6 шкалам. Каждый ответ  выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки  шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы  до знака «-».

 Определяется средняя  величина показателей самооценки  и уровня притязаний по всем  шести шкалам. Средние величины  показателей сравниваются с таблицей:

 Низкий средний высокий 

 Уровень притязаний  до 60 60-74 75-100

 Уровень самооценки  до 45 45-59 60-100

  1. Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

Материал: рисунки для  выполнения субтестов.

 Экспериментатор предъявляет  испытуемому рисунок и просит  его выполнить задание соответствующего  субтеста.

 Ход опыта:

 Экспериментальная часть.

Субтест №1. Представь, что  изображенный на рисунке ряд кружков  – это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

 

О- отец

 М- мать 

 Д- дедушка

 Б- бабушка

 Б2- брат

 С- сестра

 Др – друзья

 У- учитель

 

 

 

 

 

Субтест №3. Вот на рисунке  твои родители, учителя, друзья. Поставь  крестик (точку) там, где находишься ты.

 

 

 

Субтест №4. Поставь точку  в том месте круга, где находишься ты.

Субтест №5. Представь, что  ты находишься в нижнем ряду. Каким  из двух кружков будешь являться ты?

 

 Обработка результатов:

 Субтест №1. Нормой  для ребенка является указание  на третий- четвертый круг слева.  В этом случае ребенок адекватно  воспринимает особенности своего  «Я- образа», осознает свою ценность  и принимает себя. При указании  на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги  далее пятого заниженную самооценку.

 Субтест№2. позволяет  определить отношение с близкими  людьми. При расположении сверху  признает превосходство и допускает  давление этого человека на  себя. Оказывает давление на расположенных  внизу, чувствует свое превосходство  над ним.

 Субтест№3. определяет  социальную заинтересованность( чувствует  ли ребенок себя включенным, принятым  в мир людей), а так же степень  близости с той или иной  категорией людей. Если ребенок  указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он  чувствует себя отверженным или  не заинтересован в социальных  контактах.

 Субтест№4. Определение  степени эгоцентризма. Для дошкольника  характерен высокий эгоцентризм  (расположение в самом центре  круга). Более старший ребенок  должен быть разумно эгоистичным.

 Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание  своего сходства ( при указании  на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

 

3.2. Результаты исследования  и их обсуждение

Полученные результаты исследования представлены в таблицах

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены  линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками :

При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены  собой или почувствовали гордость за себя(х);

Как они оценивают развитие у себя этого качества , стороны  в данный момент (-).

 Исследование проводилось  в спокойной обстановке. Время  на выполнение давалось 25 минут.

 При обработке учитывались  показатели уровня самооценки.

 Полученные результаты  представлены в следующей таблице:

 ТАБЛИЦА№1 - Методика  Дембо – Рубинштейна

Ф.И.              II III IV V VI VII  Общ.       Кол..     Уров.

                                                                           Показ.    Показ    самооц.

Стас К.          85        72 99 100 100 100 556  92  Выс.

Вероника А. 76 94 85 98 100 96 549 92 Выс.

Женя П. 73 78 72 80 77 77 457 76 Выс.

Артем Ч. 58 59 68 77 86 92 440 73 Выс.

Юра  С. 95 75 99 98 87 99 553 92 Выс.

Настя К. 58 48 89 19 92 15 321 54 Ср.

Паша Д. 78 78 98 88 83 100 525 88 Выс.

Саша Р.          76 66 79 80 72 79 452 75 Выс.

Кирилл  С. 75 83 78 98 96 82 512 85 Выс.

Влад М. 88 90 89 91 93 93 544 91 Выс.

Аня М.           97 98 96 93 100 96 580 97 Выс.

Марат Б. 90 67 94 84 99 99 533 87 Выс.

Олег К.           48 44 39 57 69 70 327 55 Ср.

Максим К. 93 98 84 98 86 96 555 93 Выс.

Юра Н. 50 50 98 95 85 100 478 80 Выс.

Вика К. 53 57 79 90 85 78 442 74 Выс.

Коля К.          92 44 100 59 40 92 427 71 Выс.

Лена К. 90 71 93 100 100 98 552 92 Выс.

 По итогам данной  методики можно сделать вывод,  что у 16 человек завышенная  самооценка, что составляет 89%, у  2 человек – средняя (11%). Учащихся  с низкой самооценкой не выявлено.

 Следующая методика  направлена на определение эмоционального  уровня самооценки.

 Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

 На выполнение детям  давалось 25 минут. Исследование проводилось  в спокойной обстановке.

 Полученные результаты  представлены в следующей таблице:

 ТАБЛИЦА№2 - Выявление  эмоционального уровня самооценки

Ф.И.

Уровень самооценки

Отношение с близкими людьми

Социальная заинтересованность

Индивидуализация

Стас К. 

Средняя

Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах. 

Считает себя уникальным

Вероника А.   

Высокая

Допускает давление мамы и  дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Женя П.    

Низкая

Допускает давление мамы, отца, дедушки и бабушки; оказывает  давление на брата, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Артем Ч.    

Средняя

Допускает давление отца, матери, бабушки., дедушки, друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Юра С.    

Низкая

Допускает давление бабушки, матери, отца, брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Настя К.    

Низкая

Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Паша Д.    

Средняя

Допускает давление матери и  отца; Оказывает давление на бабушку, дедушку , друзей, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Саша Р.    

Низкая

Допускает давление брата, бабушки, матери., сестры., друзей; оказывает  давление на учителя, отца.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Кирилл С.    

Средняя

Допускает давление брата, матери, отца, бабушки.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Влад М.  .  

Низкая

 

 

 

Допускает давление брата, матери, отца, друзей

 

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Аня М.    

Низкая

Допускает давление учителя, бабушки, матери, друзей, отца;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Марат Б.    

Средняя

Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Олег К.    

Низкая

Допускает давление бабушки, матери, отца, друзей, учителя.

 

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Максим К.    

Высокая

Допускает давление матери и  отца

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Юра Н.    

средняя

Допускает давление отца, матери, брата, бабушки, учителя. Оказывает  влияние на друзей и дедушку.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Вика К.    

средняя

Допускает давление учителя, сестры, бабушки, матери, отца; Оказывает  давление на друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Коля К.    

средняя

Допускает давление учителя, бабушки, матери., отца, друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Вадим К.    

средняя

Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на бабушку, дедушку, друзей, брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими


Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень  самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а  низкий у 38% учащихся. Так же можно  сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а  вот 39% считают себя уникальными.

 В учебной деятельности  учителю следует обратить внимание  на группу детей с высоким  уровнем самооценки и группу  детей с низким уровнем самооценки.

 Учащиеся с высоким  уровнем самооценки :

 Вероника А. 

 Максим К. 

 Учащиеся с низким  уровнем самооценки:

 Женя П.

 Настя К.

 Юра С.

 Саша Р.

 Влад М.

 Аня М.

 Олег К.

Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким  уровнем самооценки:

 При организации внеклассных  мероприятий включать учащихся  в групповую работу;

 Учить слушать других;

Воспитывать чувство сопереживания;

 Оценивая работы, показывать  как положительные, так и отрицательные  моменты;

 Аргументировать оценки.

 Рекомендации учителю  по работе с детьми с низким  уровнем самооценки:

 Не предъявлять к  ребенку завышенных требований;

 Не использовать слова,  унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

 Вовлекать учащихся  в коллективную работу;

 При организации внеклассных  мероприятий назначать учащихся  на ответственные должности;

 Предлагать в учебной  деятельности задания творческого  характера.

Вывод:  
Разнообразие ситуаций способствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивного представления о собственной личности.

 Основными задачами  создания данной программы являются: включение младших школьников  в процесс самопознания, обусловливающего  осознание ими своего телесного  Я, уровня притязаний, коммуникативных  навыков, чувства ответственности; формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного самоотношения и отношения к окружающим, адекватной самооценки, способности к рефлексии; навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, обеспечение активного участия их в разных видах деятельности на творческом уровне, развитие у детей уверенности в своих возможностях и способностях.

Информация о работе Самооценка младших школьников