Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……
Д. Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборонительный виды стратегий:
Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создать позитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения[12].
Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А. Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации[12].
В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.
1.Позитивное самопредъявление. Девиз:
«Я — хоро-
ший». Этот вид самопредъявления содержит
активные, но
не агрессивные действия по созданию позитивного
впечат-
ления о себе. К этой группе относятся
такие стратегии,
как стремление нравиться, самопродвижение,
служение
примером. Основные тактики следующие:
2.Наступательное
самопредъявление. Основано
на стрем-
лении выглядеть хорошо, очерняя других
людей. Это аг-
рессивный способ создания желаемого
образа, все такти-
ки которого направлены на критику конкурента.
Здесь при-
меняются следующие тактики:
Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих. На пример, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.
• Изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сторону.
3. Предохранительное самопредъявление. Ставит
перед
собой цель не выглядеть плохо. Человек
избегает возмож-
ности дать о себе негативное впечатление
путем ухода от
взаимодействия с другими людьми.
Тактики, применяемые в этом случае следующие:
4. Оборонительное самопредъявление. Субъект
ведет себя
активно в создании образа, но имеет установку
на избега-
ние негативного образа. Эта стратегия,
как правило, раз-
ворачивается тогда, когда человека обвиняют
в причастно-
сти к какому-то нежелательному событию.
Чем более ве-
лика роль человека в этом событии, и чем
оно тяжелее,
тем труднее человеку изменить свой негативный
образ в
сторону позитивного.
Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания:
Эти тактики могут разворачиваться последовательно йо мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.
Эта классификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления. В работах М. Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э. Джонсом и Т. Питманом, основаны на демонстрации ггревосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипулятивных тактик[12].
Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к Достижению цели, которая изучалась С. Стивеном и Э. Джонсоном. Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открыто заявлять о своих успехах и способностях[12].
М. Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красование. В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности[12].
В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей [12].
1.2.Я-концепция как фактор становления личности.
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности[13].
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания[3].
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем[3].
Сложность проблемы в определении Я-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».
"Даже такой простой
У Бёрнса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации „Я-концепции“, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на „Я-концепцию“ в пору юности»[3].
Существует три основные модальности самоустановок:
Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния на устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала[15].
Каждый человек, вступая во взаимодействие с другим человеком, демонстрирует определенное отношение к нему, которое зависит от нескольких факторов, влияние которых суммируется. На самопредъявление отношения к партнеру влияют в первую очередь следующие факторы:
1. социокультурные
предписания относительно характера отношений между людьми, исполняющими соответствующие роли (например, супруги должны демонстрировать позитивное отношение друг к другу, близкую дистанцию, некоторые культуры также требуют, чтобы муж главенствовал в семье);
2. отношения, реально существующие между людьми на данном этапе
(например, отношения сложившиеся между супругами на десятом году
их совместной жизни);
3. отношения,
которые данная пара хочет
отразить в данный момент
Занимаемая позиция является самой устойчивой и самой важной характеристикой отношений, для которой в разных культурах выработано много способов передачи этой информации. Каждый участник взаимодействия оказывается в одной из трех позиций: директивной, подчиненной или паритетной. Он должен на протяжении ситуации взаимодействия всеми доступными средствами сигнализировать о принятии своей позиции, для того, чтобы не произошло рассогласования действий исполнителей разных ролей.
Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций